A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гангут

Линейный корабль Гангут Линкор русского и советского флота, головной корабль своего типа. Заказан в рамках "малой" судостроительной программы, одобренной в апреле 1907 года Николаем II и известной как "распределение ассигнований на судостроение" (на 1907-1911 г.). Проект Балтийского судостроительного завода. Разработан при активном участии академика А.Н. Крылова и профессора Морской академии И.Г. Бубнова. Английская фирма "D. Brown" оказывала техническое содействие в разработке и постройке главных механизмов. При выдаче тактико-технического задания на проектирование линкоров Морской Генеральный штаб исходил из того, что наиболее вероятным противником России в предстоящей войне будет Германия и, следовательно, будущим театром военных действий окажется Балтийское море. Отсюда, сравнительно невысокий надводный борт, при отсутствии полубака. Недостатками считались малая живучесть 3-х орудийных башен и несовершенная защита противоминной артиллерии. Достоинствами можно признать: мощное артиллерийское вооружение; броневую защиту всего надводного борта, наличие продольной противоминной переборки; приземистый и лаконичный силуэт; расположение башен главного калибра на одном уровне и их равномерное распределение по всей длине корабля; высокую скорость хода.

Подготовка к установке артиллерийских башен началась лишь в 1912 году. В этом же году во внутренних помещениях кораблей приступили к оборудованию артиллерийских погребов. Не менее напряженная ситуация складывалась с постройкой турбинных механизмов для линейных кораблей. К концу декабря 1912 года Франко-Русский завод из всех заказанных ему механизмов изготовил лишь главные и вспомогательные холодильники и циркуляционные помпы. Тем не менее котлы и турбины погрузили на корабли осенью 1913 года. Зимой 1913-1914 годов рабочие и инженеры заводов-изготовителей выполнили все работы по установке и регулировке артиллерийских башен и энергетических установок. Все основные работы по артиллерии и механизмам были закончены в мае 1914 года. На кораблях была установлена броня, смонтированы боевые рубки и дымовые трубы, мачты и мостики, уложен настил верхней палубы из сосновых досок. Тем не менее оставался нерешенным целый ряд вопросов, возникали также трудности с размещением личного состава. 27 июля 1914 года Россия готовилась широко отпраздновать 200-летие Гангутской победы. Линкор Гангут был четвертым кораблем, носившим это ставшее традиционным для русского флота название, и его участие в торжествах сочли необходимым. Между тем по готовности Гангут отставал от других строившихся кораблей. Поэтому Морское министерство приняло решение ускорить достроечные работы на Гангуте, даже в ущерб другим линкорам.

Линкор Гангут (личный знак)Линкор Гангут был заложен 16 июня 1909 года на Адмиралтейском заводе, одновременно с линкором «Полтава», 24 сентября 1911 года спущен на воду, в 1914 достроен. Вооружение — 32 артиллерийских орудия, водоизмещение — 23 тыс. тонн, скорость — 23 морские мили в час (42,6 км/ч), экипаж: 31 офицер, 28 кондукторов, 1065 нижних чинов. Был четвертым кораблем русского флота, носившим название «Гангут». После приемочных испытаний перешел в Гельсингфорс (Хельсинки), в составе 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.

Принимал участие в Первой мировой войне. 11 ноября 1915 года под прикрытием линкоров «Гангут» и «Петропавловск» крейсерами 1-й бригады крейсеров было поставлено минное заграждение из 550 мин южнее острова Готланд. 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.

19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение команды. Вечером команда отказалась от ужина, а затем потребовала убрать с корабля старшего офицера барона Э.Э. Фиттингофа. Матросы попытались захватить оружие, но были остановлены офицерами. Командир «Гангута» капитан 1-го ранга А. Кедров с трудом удержал матросов от выступления, пообещав разобраться в их требованиях, главными из которых были улучшение питания и выдворение с корабля офицеров немецкого происхождения. 20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин. Началось расследование, работу следственной возглавил адмирал А. Небольсин. Всего было арестовано 95 матросов, 34 из них привлечены к суду. 26 матросов были приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет, 8 матросов судом были оправданы.

Спуск на воду линкора Гангут7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года по 4 мая 1925 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт с 18 апреля 1925 года по 20 июля 1926 года.

Прошел модернизацию с 12 октября 1931 года по 4 августа 1934 года. Участвовал в советско-финляндской войне (обстрел укреплений противника на острове Бьерке 10 и 18 декабря 1939 года) .

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, (Красносельско-Ропшинская 14-30 января 1944 года и Выборгская 10-20 июня 1944 года наступательные операции). Был поврежден немецким артиллерийским огнем и авиацией. 22 июля 1944 года корабль был награжден орденом Красного Знамени.

24 июля 1954 года переклассифицирован в учебный линейный корабль, а 17 февраля 1956 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 26 марта 1956 года расформирован и в 1956-1957 г. разделан на базе "Главвторчермета" в Ленинграде на металл.

Палуба Гангута
Палуба Гангута.

Линкор Гангут на рейде
Гангут на рейде.

Залп линкора Гангут (А. Ганзенд)
Залп линкора "Гангут". А. Ганзенд.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.