Тобольская резная кость
(от названия города Тобольск)
Один из видов русской резьбы по кости, художественный промысел в Тобольске. Изделия Тобольской резьбы по кости известны с начала XVIII в., русский косторезный промысел сформировался во 2-й половине 19 века. Традиционные изделия Тобольской резьбы по кости — скульптуры-миниатюры в основном из кости мамонта (зачастую групповые композиции) на темы быта и жизни северных народов. Скульптура характеризуется обобщённостью формы, умелым применением природных свойств материала, яркой декоративностью. Изготовляются также декоративно-утилитарные изделия (брелоки и т.п.). В 1960 г. на базе артели «Тобольский косторез» (основана в 1930-х г.) создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Мастера: Г.Г. Кривошеий, Г.А. Хазов, В.И. Денисов, Т.С. и К.Т. Песковы и другие.
Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, находимого по берегам северных рек. Еще в петровские времена изделия тобольских косторезов вывозились на продажу в европейскую часть России. Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости — точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. В девятнадцатом веке резьбой по кости занимались ссыльные поляки, рисунки для некоторых изделий выполнял известный художник М.С. Знаменский, который впоследствии и сам увлекся косторезным ремеслом.
В 1874 году губернский землемер Овешков открыл мастерскую, названную «Сибирской», и поставил дело на широкую ногу. Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них — "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Работы ее талантливых мастеров отмечены серебряной медалью на выставке в Нижнем Новгороде и золотой медалью на франко-русской выставке в Петербурге в 1898 году. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становится промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта. Изделия косторезов продавались в Тюмени, Кургане, Москве, Петербурге, не раз были удостоены наград и поощрений на выставках.
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу.
В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки. Определяющей композиционной схемой в 1950-е — 1970-е г. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце 1950-х — в 1960-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 1970-е и 1980-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же главное место занимает скульптура. В 1990-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов. Произведения, созданные мастерами Ю.Н. Замятиным, А.Г. Ананьиным, Н.Д. Фофановой, М.К. Куль-маметовым, Н.Н. Кугаевской, выпускаются массовыми тиражами. Сифанур Алыкова работает над созданием женских украшений.
В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Каждое изделие выполняется вручную. Все работы индивидуальны. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон сувенирных изделий: от дорогостоящих — из элитных материалов, из кости мамонта — до относительно дешевых — из простой цевки и рога лося. Изделия из Тобольска — мелкая пластика из кости мамонта, настольные скульптуры, женские украшения — получают высокие оценки специалистов, хорошо знакомы с тобольской костяной резьбой и жители северных регионов.
За полуторавековой период деятельности тобольскими мастерами накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений. Изделия тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.
Гарнитур "Тундра". Рог оленя. Тобольская резная кость.
|
Мамонт. Тобольская резная кость.
|
Тобольская резная кость.
|