Концептуальное искусство, Концептуализм
(от латинского conceptus — мысль, представление)
Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений. Творчество осмысливается здесь как близкий по духу хэппенингу и перформансу, но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции процесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника.
Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами, в том числе с помощью текстов, видеофильмов, перформансов, объектов. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения.
Истоки и программы.
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве.
Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык», итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения.
Классическим образцом концептуализма является композиция Дж. Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке "Один и три стула" (1965 г.), представляющая собой три "ипостаси" стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря.
На своих выставках концептуалисты, например, развешивают на стенах листы бумаги с обрывками текста и фотографиями фрагментов текста научных книг, выбранные наугад. Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. В каталоге выставки "Информация" проходившей в Нью-Йорке в 1970 году, специально подчеркивалось, что выставленные тексты для чтения не предназначены. Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их "концепциями концепций") представляют собой записи бессмысленных формул или "высказывания". Одно из таких высказываний посланное на выставку современного искусства в Лондон гласило: "Нечто очень близко находящееся во времени и пространстве, но мне еще не известное".
В концептуальном искусстве 1970-х г. весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность либо язвительная самоирония. В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. К концу 20 в. приемы концептуального искусства — с его парадоксальной зрительной информатикой — были подхвачены коммерческой рекламой и прочно вошли в масс-медийную культуру.
Концептуализм в России.
Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С.Б. Никритин и С.А. Лучишкин, выдвинувшие метод т.н. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается.
В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И.И. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р.А. и В.М. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А.В. Монастырского), поэты Д.А. Пригов и Л.С. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С.А. Ануфриев, Ю.А. Лейдерман, П.В. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н.Б. Абалакова и А.И. Жигалов). После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре.
Четыре цвета, четыре слова. Дж. Кошут. 1966 г.
|
Доска-объяснение. И. Кабаков. 1984 г.
|
Лист с серебряными словами. Р. Барри.
|