Корещенко Арсений Николаевич
(18 декабря 1870 г. — 6 января 1921 г.)
Композитор и пианист, родился 6 декабря 1870 г. в Москве. Музыке с ранних лет учился сначала у матери, ученицы Дюбюка, затем у Пастуховой, Зверева (фортепиано) и Аренского (теория), и наконец, по окончании гимназии, в Московской консерватории, которую окончил в 1891 г. (большая золотая медаль) по двум специальностям: фортепиано (Танеев) и теории (Аренский).
В том же году Корещенко приглашен был в консерваторию преподавателем гармонии; он преподавал также в московском Синодальном училище (формы, контрапункт) и был в начале 90-х годов музыкальным сотрудником "Московских Ведомостей". Как дирижер Корещенко в течение целого ряда лет выступал в армянских и грузинских концертах, где постоянно исполнялись обработанные им для соло, хора и оркестра народные песни; как пианист — в концертах в Москве и Санкт-Петербурге. Состоял музыкальным сотрудником "Московских Ведомостей". С 1906 г. Корещенко - профессор Музыкального драматического училища Московского филармонического общества, с 1919 г. - профессор и ректор Харьковской консерватории (Музыкальной академии).
Им написаны:
- оперы "Пир Валтасара", "Ангел смерти" и "Ледяной дом";
- балет "Волшебное озеро";
- музыка к трагедиям Еврипида, "Троянки" и "Ифигения в Авлиде";
- для оркестра - "Баркарола", "Рассказ", "Scene poetique";
- 2 симфонические картины: "Армянская сюита" и "Scenes nocturnes" (2-я сюита);
- симфониия (лирическая) - "Музыкальные картинки";
- для хора с оркестром он написал кантату "Дон-Жуан", "Армянские" и "Грузинские песни" и "Пролог" на 25-летие Московской консерватории;
- ряд хоров a capella духовных, детских и женских;
- романсы;
- фортепьянные пьесы (в том числе концертная фантазия с оркестром);
- струнный квартет;
- пьесы для скрипки и для виолончели с фортепьяно и т.д.
Все крупные сочинения Корещенко исполнялись в Москве или Санкт-Петербурге.
Музыка Корещенко вызывала противоречивые отзывы современников. Например, Глазунов сам рекомендовал его дирекции императорских театров для написания балета "Волшебное зеркало". В то же время в историю вошла выразительная эпиграмма, часто приписываемая Танееву (подлинных сведений о сочинителе нет) - "От музыки Корещенки завыли во дворе щенки". После премьеры упомянутого балета, в печати партитуру называли невыразимо бездарной.
А.Н. Корещенко в молодости.
|
Зал во дворце. Эскиз декорации к опере А.Н. Корещенко "Ледяной дом". А.Я. Головин. 1900 г.
|
Л.А. Николаева в опере "Ледяной дом".
|