Кронштадт
(от немецкого krone — корона и stadt — город)
Город в Ленинградской области Российской Федерации. Расположен в 48 км. к западу от Санкт-Петербурга на острове Котлин, в восточной части Финского залива. Административный район Санкт-Петербурга, население 42,8 тыс. жителей (на 2006 год).
Остров Котлин (по-фински Kattila) появился из вод Древнебалтийского моря 4500 лет назад после отступления ледника. Длина острова – около 12 километров, максимальная ширина не доходит и до трех, площадь около 16 квадратных километров. Залив у берегов острова мелководен. Риссерт, Реттусари, Кеттусари – под разными именами упоминался остров Котлин в истории. Существует легенда, что когда русские воины впервые высадились на остров, шведы поспешно бежали, оставив на костре котел с дымящейся ухой. Вот этот легендарный трофейный котел и изображен на гербе.
Остров Котлин с 1323 до 1617 г. признавался пограничным урочищем России со Швецией и не имел никакого населения; в 1617 г. уступлен Швеции, а при Петре I вместе с Ингерманландией присоединен к России. В 1703 году по приказанию Петра I, А.Д. Меньшиков устроил на отмели с южной стороны острова Котлин укрепление по модели, сделанной самим Петром, которое было названо Кроншлотом (Коронный замок). Форт Кроншлот перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи. 7 мая 1704 года укрепление, включавшее в себя две батареи, вступило в строй. С этой даты ведет отсчет своих лет Кронштадт.
Вскоре укрепление оказалось недостаточным, так как могло препятствовать вторжению неприятельских судов только с южной стороны залива, между тем как шведы пытались пройти к Петербургу с северной стороны Котлина. В 1710 г. Петр приказал построить другую, более обширную крепость. Работы производились пленными шведами и солдатами под руководством капитана-командора Лена. В 1720 году были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления и частные дома, и возникший город был назван Кронштадтом.
После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С.И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести сюда Адмиралтейство, комплексы зданий которого были построены в 1780-1790-х годах по проектам архитекторов М.Н. Ветошникова, В.И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.
Сознавая важное значение кронштадтских укреплений, все государи после Петра Великого заботились об усилении Кронштадта, сообразуясь с развитием военного и морского искусства. В 1807-1808 г. все укрепления были перестроены по плану К.И. Оппермана. В 1824 г. они пострадали от наводнения, вследствие чего пришлось предпринять новые постройки.
В царствование императора Николая I, в 1825-1840 г., построены западные форты, оборонительные стенки, казармы и плотины. В 1854 г. выстроены добавочные укрепления на косе. Постройка гранитных фортов: Петра I, Александра I, Меньшикова, Павла I стоили громадных затрат, но скоро они оказались недостаточными для защиты Кронштадта вследствие поразительного развития артиллерии и кораблестроения. Наиболее дешевыми и действенными для защиты оказались земляные укрепления.
Кронштадт – кузница кадров отечественного флота, где проходили службу многие флотоводцы – адмирал Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Спиридов, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, С.О. Макаров (в 1899-1904 г. был главным командиром Кронштадтского порта), известные мореплаватели – И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.М. Головнин, Ф.П. Литке. На рейдах Кронштадта впервые испытывались новые виды вооружения и военно-морской техники. В 1895 г. в Кронштадте А.С. Попов изобрел радио и впервые использовал его для дальней связи между кораблями.
В городе некоторое время жили поэт С.Я. Надсон, композитор Н.А. Римский-Корсаков, здесь отбывал ссылку общественный деятель и писатель В.Г. Короленко. В Кронштадте произошли многие крупные революционные события, в том числе Кронштадтские восстания 1905 и 1906 г.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. базировавшиеся в Кронштадте силы Краснознаменного Балтийского флота участвовали в обороне Таллина, Ханко, Моонзунда. Кронштадтский морской оборонительный район был важнейшей составной частью сил, участвовавших в героической обороне Ленинграда. Артиллерия Кронштадта эффективно поддерживала советские войска на Приморском направлении. Благодаря артиллерии и кораблям Кронштадта гитлеровцы не смогли овладеть так называемым Ораниенбаумским пятачком, сыгравшим важную роль в обороне Ленинграда.
В городе, со времени Петра I сохраняющем регулярную планировку (архитекторы Ж. Леблон и Д. Трезини), выделяются фортификационные постройки 1-й четверти 18 века, а также сооруженные в стиле классицизма сухарный завод (1795-1797 г., архитектор В.И. Баженов), казармы (1786-1788 г., архитектор М.Н. Ветошников), гавани (18 век), обводной канал (1785-1844 г.) и портовые магазины, Толбухин маяк (1810 г., архитектор А.Д. Захаров), Присутственные места (1834-1837 г., архитектор А.П. Брюллов) и др.
В застройке Кронштадта доминирует Морской Никольский собор (1903-1913 г., архитектор В.А. Косяков). Открыты Петровский парк и Летний сад. Памятники: Петру I (1841 г., скульптор Т.Н. Жак), адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену (1870 г., скульптор И.Н. Тредор), морякам клипера «Опричник» (1873 г.), адмиралу С.О. Макарову (1913 г., скульптор Л.В. Шервуд) и другие.
На данный момент — остров Котлин соединён дамбой с северным берегом Финского залива; по дамбе проложена автодорога, связывающая Кронштадт с Санкт-Петербургом. С городом Ломоносовом, расположенным напротив Кронштадта на южном берегу Финского залива, город связан в настоящий момент автомобильным паромом. В 1990 году исторический центр города вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 540—002). В апреле 2009 года Кронштадту присвоено звание Города воинской славы.
Памятник адмиралу Беллинсгаузену.
|
Большой рейд в Кронштадте. И.К. Айвазовский. 1836 г.
|
Храм Пресвятой Владимирской матери. Кронштадт.
|