Operae argenteusa (Изделия из серебра)
СЕРЕБРО (др.-русск. сьребро; др.-прусск. sirablan, греч. sibros — «блестящий») — драгоценный металл светлой окраски с характерным блеском. По ковкости, твердости, гибкости превосходит даже золото, но мягче меди. Растворяется в азотной и серной кислотах. Серебро имеет низкую температуру плавления (960°С), поэтому в древности этот металл использовали для изготовления украшений.
В конце XVII в. из-за указов французского короля Людовика XIV «против роскоши» (1689, 1700) появилось «накладное серебро». С 1765 г. «плакировки» производили в Шеффилде (город в Центральной Англии). «Старые шеффилдские плакировки» делали прижимной прокаткой, пропуская тонкие листы меди и серебра между двумя валами: было обнаружено, что такие листы имеют почти одинаковую ковкость. Для лучшего сцепления в серебряную фольгу добавляли цинк и свинец. В результате получали материал для «серебряных» изделий.
Декор осуществляли штамповкой, пластичность серебра позволяла сохранить тонкий поверхностный слой драгоценного металла. Чтобы скрыть плакировку, по краю изделия припаивали серебряную проволоку. До 1773 г. на подобные изделия ставили клейма, предназначенные для настоящего серебра. Способ плакирования позднее был вытеснен гальваническим серебрением медных изделий. Недостатком обоих способов является изнашивание внешнего серебряного слоя. Английские ювелиры второй половины XVIII в. использовали также «новое золото» (сплав меди и цинка), по цвету напоминающее серебро.
В оправы из «шеффилдского серебра» и «нового золота» вставляли фаянсовые камеи Дж. Веджвуда. Для прочности изделий в серебро добавляли небольшое количество меди. Серебро 925 пробы (в котором меди меньше 1/10) считают полноценным. Однако ювелиры предпочитают более пластичные и устойчивые сплавы, например блик (сплав серебра и свинца), или заменители: альпак, аргироид, мельхиор, нейзильбер, пактонг, симилор. В 1870 г. значительные залежи серебра открыли в Неваде, США. С тех пор серебро подешевело и его стали шире использовать в традиционных художественных ремеслах и ювелирном искусстве.
Серебро применяют в росписи изделий из фарфора и стекла, часто в сочетании с золотом и чёрной краской — шварцлотом, например в кубках богемского стекла периода Бидермайера. Плакированное серебро использовали польские ювелиры. В 1853 г. в Москве Павел Акимович Овчинников (1830—1888) основал ювелирную фабрику. На фабрике изготавливали изделия из серебра с эмалью и чернью в разных неостилях в соответствии с эстетикой Историзма. Фабрика существовала до 1916 г.
Другая знаменитая московская фабрика серебряных изделий — Игнатия Павловича Сазикова (1796-1868), основанная его отцом в 1810 г., — просуществовала до 1896 г. Обе фабрики имели отделения и магазин в Петербурге на Большой Морской улице. В Москве изделия в «русском стиле» производили на фабриках В. А. Баладановой (в 1898-1908 гг.) и И. П. Хлебникова (в 1871-1918 гг.). Серебро с полудрагоценными камнями и другими материалами эффектно сочетали мастера фирмы Фаберже.