Канон
(от греческого kanon - правило, мерило)
1) Неизменная, консервативная, традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
2) В искусстве - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению профессора А.Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.
3) В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Братец Яков») — простые. До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.
Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временная разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.
4) Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Также канон читается на молебнах. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех- и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Когда канон читается на утрени, то между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. После заключительного тропаря канона поётся катавасия — ирмоса канона, определяемого Уставом в зависимости от дня. Чаще всего в течение года поётся в качестве катавасии ирмоса «Отверзу уста моя» канона Благовещения.
В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Как жанр канон появился в середине VII века. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
5) Восточный струнный музыкальный инструмент, имеющий форму трапециевидной цитры, в основном для сопровождения традиционной музыки основанной на мугаме. Получил распространение во всех странах Востока. Канон вероятно происходит от древнеегипетской арфы, и является родственным инструментом с гуслями, цимбалой и цитрой. Впервые упоминается в арабских источниках X века.
Канон представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. Нижняя и боковые его стороны изготавливаются из берёзы, ореха, абрикоса и других твёрдых пород дерева. Турецкий канон имеет 26 струн. Размеры турецкого канона обычно от 95 до 100 см. длиной, 38-40 см. и шириной 4-6 см. Звук извлекается плектром. Армянский канон имеет 24 тройных струны, протянутых по ряду металлических рычагов, которые изменяют подачу верениц. Мост опирается на узкую полосу кожи, которая создает резонансный и ударный звук.
Канон церковного пения.
|
Армянский канон.
|
Икона по византийскому канону.
|