Нет арт
(по-английски net.art - сокращенное от Internet art; также называется «сетевое искусство»)
Искусство, которое использует в качестве основного средства выражения Интернет, сделанное с использованием возможностей Интернет для размещения в нем же. Произведением нет-арта (или «сетевого искусства») можно назвать арт-проект, в котором Интернет является непременным условием для восприятия произведения, выражения идей художника, или участия зрителя (в интерактивных проектах).
Важно различать собственно нет-арт, с одной стороны, от обыкновенных репродукций, выставок и коллекций современного искусства, размещенных в Интернете, а с другой - от обычного для сетевых ресурсов дизайна. Единственное условие, необходимое для того, чтобы произведение искусства, размещенное в Интернете, расценивалось как нет-арт - "рождение для существования в Сети", - утверждает классик отечественного нет-арта Оля Лялина.
Произведения сетевого искусства нередко кажутся искушенному зрителю несколько наивными и прямолинейными. Это неудивительно, поскольку они часто создаются непрофессионалами. Однако у сетевых художников есть то, чего так часто недостает их "офф-лайновым" коллегам: энергия первопроходцев, драйв, искренность и абсолютная неангажированность. Сами же сетевые художники утверждают, что принципиальное отличие нет-арта от других разновидностей художественной деятельности с использованием компьютерных технологий состоит в том, что "его основа - не репрезентация, а коммуникация".
Нет-арт родился, пережил бурный расцвет с последовавшим угасанием интереса, сошёл на нет и, как считается, вымер. По большому счёту, так оно и есть. Но совершенно исчезнувшим явлением считать сетевое искусство нельзя: художники продолжают проявлять к нему интерес, всплески и всполохи активности наблюдаются периодически.
Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О. Лялина, А. Шульгин считают, что суть нет арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть нет арта не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание.
Различают, по крайней мере, три этапа развития нет арта, возникшего в 1980-е — 1990-е г. Первый, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира, не органичную Сети, использовали ее как посредника. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей Сети, как некоего электронного энвайронмента или виртуальной реальности, внутри которых необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире. Появилась первая сетевая литература, построенная на принципах гипертекста, особые визуальные зоны нет арта, активно вовлекающие в их организацию реципиентов, сидящих перед своими компьютерами и т.п.
Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов нет арта. Один пример нет арта: известный в сети нет-артист Хит Бантин установил на центральных улицах Дублина, Токио, Лондона, Лос-Анжелеса телекамеры, связав каждую из них с определенной веб-страницей. Любой посетитель этого сайта из любой точки земного шара, заметивший какие-то беспорядки на данной улице, может тотчас информировать полицию данного города с этой же веб-страницы.
Главной особенностью нет арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, комуникационность.
Битва за Алжир. Марк Лафия, Фанг-Ю Линг. 2006 г.
|
Корзина. Голан Левин, Камал Нигам, Джонатан Фейнберг. 2006 г.
|
Двое. Книжная обложка.
|