A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Нет арт


(по-английски net.art - сокращенное от Internet art; также называется «сетевое искусство»)

Иллюстрация для короткой истории(Янина Вишневска) Искусство, которое использует в качестве основного средства выражения Интернет, сделанное с использованием возможностей Интернет для размещения в нем же. Произведением нет-арта (или «сетевого искусства») можно назвать арт-проект, в котором Интернет является непременным условием для восприятия произведения, выражения идей художника, или участия зрителя (в интерактивных проектах).

Важно различать собственно нет-арт, с одной стороны, от обыкновенных репродукций, выставок и коллекций современного искусства, размещенных в Интернете, а с другой - от обычного для сетевых ресурсов дизайна. Единственное условие, необходимое для того, чтобы произведение искусства, размещенное в Интернете, расценивалось как нет-арт - "рождение для существования в Сети", - утверждает классик отечественного нет-арта Оля Лялина.

Произведения сетевого искусства нередко кажутся искушенному зрителю несколько наивными и прямолинейными. Это неудивительно, поскольку они часто создаются непрофессионалами. Однако у сетевых художников есть то, чего так часто недостает их "офф-лайновым" коллегам: энергия первопроходцев, драйв, искренность и абсолютная неангажированность. Сами же сетевые художники утверждают, что принципиальное отличие нет-арта от других разновидностей художественной деятельности с использованием компьютерных технологий состоит в том, что "его основа - не репрезентация, а коммуникация".

Поздравительная открытка на День рожденияНет-арт родился, пережил бурный расцвет с последовавшим угасанием интереса, сошёл на нет и, как считается, вымер. По большому счёту, так оно и есть. Но совершенно исчезнувшим явлением считать сетевое искусство нельзя: художники продолжают проявлять к нему интерес, всплески и всполохи активности наблюдаются периодически.

Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О. Лялина, А. Шульгин считают, что суть нет арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть нет арта не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание.

Различают, по крайней мере, три этапа развития нет арта, возникшего в 1980-е — 1990-е г. Первый, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира, не органичную Сети, использовали ее как посредника. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей Сети, как некоего электронного энвайронмента или виртуальной реальности, внутри которых необходимо творить так, как невозможно работать в реальном мире. Появилась первая сетевая литература, построенная на принципах гипертекста, особые визуальные зоны нет арта, активно вовлекающие в их организацию реципиентов, сидящих перед своими компьютерами и т.п.

Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов нет арта. Один пример нет арта: известный в сети нет-артист Хит Бантин установил на центральных улицах Дублина, Токио, Лондона, Лос-Анжелеса телекамеры, связав каждую из них с определенной веб-страницей. Любой посетитель этого сайта из любой точки земного шара, заметивший какие-то беспорядки на данной улице, может тотчас информировать полицию данного города с этой же веб-страницы.

Главной особенностью нет арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, комуникационность.

Битва за алжир (Марк Лафия, Фанг-Ю Линг)
Битва за Алжир.
Марк Лафия, Фанг-Ю Линг.
2006 г.

Корзина (Голан Левин, Камал Нигам, Джонатан Фейнберг)
Корзина.
Голан Левин, Камал Нигам,
Джонатан Фейнберг.
2006 г.

Двое (книжная обложка)
Двое. Книжная обложка.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.