A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Китайская тушь

Брусок туши в виде листьев и цветов лотоса Краска для каллиграфии и рисования, одна из четырех драгоценностей китайского рабочего кабинета. Имеет множество отличий от туши, производимой на Западе. В Древнем Китае тушь служила материалом для искусства письма и рисования, оттуда она распространилась в Корею и Японию, а в XVI—XVII в. — в Европу.

В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами. Тушь для каллиграфии готовится из сажи и клея животного происхождения. Для сохранности и в эстетических целях могут добавляться другие ингредиенты. Для получения сажи могут сжигаться:

  • смолы различных пород дерева, например смола сосны;
  • растительные масла, например: конопляное масло, тунговое масло, соевое масло, масло чайных семян;
  • жиры животного происхождения;
  • натуральные минералы.

В качестве связующего вещества может использоваться рыбий клей, костный клей, яичный белок. Состав и пропорция компонентов определяют особенности сорта туши: оттенок цвета, блеск, растворимость в воде. Для улучшения различных свойств туши в неё добавлялись благовония (сандал), пряности (гвоздика, мускус), экстракты лекарственных растений, перламутровая пыль.

Сажа от пережжённой смолы, после специальной обработки, прессуется в бруски и выдерживается при определённой температуре и влажности необходимое количество времени. Компоненты смешиваются в точной пропорции в тестообразную массу и месятся, пока масса не станет однообразной. Полученную массу режут на куски, запрессовывают в формы и медленно сушат. Плохо приготовленная тушь из-за неточной дозировки, неравномерного промешивания или сушки может трескаться и раскалываться.

Рисунок китайской тушьюДешёвые сорта туши, изготовленные по упрощённой технологии, для каллиграфии рекомендуют не использовать, так как они плохо ложатся на бумагу и приводят к вырабатыванию неверных навыков при занятиях. Мастер каллиграфии способен определить качество туши по плотности, запаху, звуку при постукивании о твердый предмет. Бруски туши часто художественно оформляются. Дорогие сорта дополнительно помещаются в специальные футляры из ценных пород дерева, отделанных шёлком.

Китайская тушь из масляной сажи при высыхании становится черной и блестящей. Такую тушь используют для большинства технических приемов в китайской живописи и каллиграфии. Китайская тушь из сосновой сажи после высыхания выглядит немного светлее, чем масляная, и становится не блестящей, а матовой. Этой тушью часто рисуют мелкие детали (мех животных в стиле гунби и т.д.) и делают надписи. Китайскую тушь изготавливают и в жидком виде, по качеству она не уступает традиционной туши в виде палочки. Универсальность китайской туши позволяет художнику рисовать с ее помощью что угодно, начиная от воздушного пейзажа и заканчивая тщательно проработанным оперением птиц.

Перед началом письма тушь растирают с небольшим количеством воды на специальной площадке – тушечнице. Долгое медленное растирание палочки китайской туши на чернильном камне (тушечнице) погружает художника в созерцательное состояние и помогает проникнуть мысленным взором в суть предмета, который он собирается изобразить на бумаге. Если тушь высокого качества, то при её правильном разведении получается густая, немного тягучая маслянистая жидкость. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достигнуть невозможно. Во время занятий каллиграфией брусок туши кладут на специальную подставку мо-чуан. После завершения работы тушь просушивают и убирают в футляр.

Девушка, внимающая звукам гитары
Девушка, внимающая
звукам гитары.
Ф. Гойя.
Китайская тушь.

Равновесие (Ю. Дружинина)
Равновесие. Ю. Дружинина.
Китайская тушь.

Два вида туши сорта Ху Кай-вэнь
Два вида туши сорта
Ху Кай-вэнь.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.