Китайская тушь
Краска для каллиграфии и рисования, одна из четырех драгоценностей китайского рабочего кабинета. Имеет множество отличий от туши, производимой на Западе. В Древнем Китае тушь служила материалом для искусства письма и рисования, оттуда она распространилась в Корею и Японию, а в XVI—XVII в. — в Европу.
В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами. Тушь для каллиграфии готовится из сажи и клея животного происхождения. Для сохранности и в эстетических целях могут добавляться другие ингредиенты. Для получения сажи могут сжигаться:
- смолы различных пород дерева, например смола сосны;
- растительные масла, например: конопляное масло, тунговое масло, соевое масло, масло чайных семян;
- жиры животного происхождения;
- натуральные минералы.
В качестве связующего вещества может использоваться рыбий клей, костный клей, яичный белок. Состав и пропорция компонентов определяют особенности сорта туши: оттенок цвета, блеск, растворимость в воде. Для улучшения различных свойств туши в неё добавлялись благовония (сандал), пряности (гвоздика, мускус), экстракты лекарственных растений, перламутровая пыль.
Сажа от пережжённой смолы, после специальной обработки, прессуется в бруски и выдерживается при определённой температуре и влажности необходимое количество времени. Компоненты смешиваются в точной пропорции в тестообразную массу и месятся, пока масса не станет однообразной. Полученную массу режут на куски, запрессовывают в формы и медленно сушат. Плохо приготовленная тушь из-за неточной дозировки, неравномерного промешивания или сушки может трескаться и раскалываться.
Дешёвые сорта туши, изготовленные по упрощённой технологии, для каллиграфии рекомендуют не использовать, так как они плохо ложатся на бумагу и приводят к вырабатыванию неверных навыков при занятиях. Мастер каллиграфии способен определить качество туши по плотности, запаху, звуку при постукивании о твердый предмет. Бруски туши часто художественно оформляются. Дорогие сорта дополнительно помещаются в специальные футляры из ценных пород дерева, отделанных шёлком.
Китайская тушь из масляной сажи при высыхании становится черной и блестящей. Такую тушь используют для большинства технических приемов в китайской живописи и каллиграфии. Китайская тушь из сосновой сажи после высыхания выглядит немного светлее, чем масляная, и становится не блестящей, а матовой. Этой тушью часто рисуют мелкие детали (мех животных в стиле гунби и т.д.) и делают надписи. Китайскую тушь изготавливают и в жидком виде, по качеству она не уступает традиционной туши в виде палочки. Универсальность китайской туши позволяет художнику рисовать с ее помощью что угодно, начиная от воздушного пейзажа и заканчивая тщательно проработанным оперением птиц.
Перед началом письма тушь растирают с небольшим количеством воды на специальной площадке – тушечнице. Долгое медленное растирание палочки китайской туши на чернильном камне (тушечнице) погружает художника в созерцательное состояние и помогает проникнуть мысленным взором в суть предмета, который он собирается изобразить на бумаге. Если тушь высокого качества, то при её правильном разведении получается густая, немного тягучая маслянистая жидкость. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достигнуть невозможно. Во время занятий каллиграфией брусок туши кладут на специальную подставку мо-чуан. После завершения работы тушь просушивают и убирают в футляр.
Девушка, внимающая звукам гитары. Ф. Гойя. Китайская тушь.
|
Равновесие. Ю. Дружинина. Китайская тушь.
|
Два вида туши сорта Ху Кай-вэнь.
|