Елена Дмитревна Поленова
(27 ноября 1850 г., Петербург — 19 ноября 1898 г., Москва)
Русская художница, мастер декоративного дизайна, одна из основоположниц стиля модерн в русском искусстве. Младшая сестра художника Василия Дмитриевича Поленова. Отец Поленовой, Дмитрий Васильевич, был археологом, историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян.
Мать юной Поленовой, Мария Алексеевна, была внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова, еще в молодости мать Поленовой занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова — К. Молдавский, а также писала детские книги.
С 1864 года Елена Поленова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ОПХ) у И.Н. Крамского, затем в парижской школе-студии Ш. Шаплена (1869—1870 г.), частной мастерской П.П.Чистякова (1870—1877 г.) и снова в петербургской школе ОПХ (1878—1880 г.). В 1880 работала в мастерской керамиста А.Е. Егорова в Париже. Участвовала на выставках "Товарищества передвижников" и "Мира искусства". С 1882 года жила преимущественно в Москве.
В 1881—1882 вела класс керамики в Рисовальной школе ОПХ.
Активный участник Абрамцевского художественного кружка (с 1882 г.), оформляла спектакли Русской частной оперы С.И. Мамонтова (с 1885 г.), руководила абрамцевской столярно-резчицкой мастерской. Создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, возрождая и развивая характерные приемы крестьянского фольклора.
Формируя "русский стиль" как особую сферу искусства модерна, стремилась (по ее собственным словам из письма к брату; 1886 г.) "выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями".
Образцами такого рода модернистской почвенности явились ее собственные иллюстрации к сказкам, разделяющиеся на два цикла: относительно добродушный и спокойный "абрамцевский" (1886—1889 г.; акварельные рисунки к Войне грибов с пародийно-"былинным" текстом самой художницы, а также сказкам Иванушка-дурачок, Избушка на курьих ножках, Морозко и т.д.) и последующий "костромской", более условно-декоративный и драматичный (Сынко Филиппко, Сорока-ворона, Злая мачеха, Козлихина семья, Дурачок и дурочка и т.д.).
Как живописец-станковист писала социальные жанры в духе передвижников и национально-романтические образы (Иконописная мастерская XVI столетия, 1887 г., Третьяковская галерея). Наиболее же ее честолюбивые замыслы, идеи "фантастико-мистических" картин о русском средневековье, остались в виде эскизов (Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского, Князь Борис перед убиением; обе работы — около 1896 г., Русский музей). Черты классического символизма усилились в ряде поздних ее вещей, проникнутых черной меланхолией (цветной офорт Страх, 1893—1895 г.; незаконченная акварельная картина Змий (Зверь), 1898 г., Третьяковская галерея).
Умерла Елена Дмитриевна Поленова в Москве, 19 ноября 1898 года.
Змий. Е.Д. Поленова. Эскиз.
|
Осенний мотив. Е.Д. Поленова.
|
Мир искусства. Е.Д. Поленова. Иллюстрация.
|