Serafimi (Серафимы)
СЕРАФИМ (греч. Seraphim, от др.-евр. Saraf — «жечь, сверкать») — в мифологии иудаизма и христианства — высший ангельский чин из первой триады (Серафимы, Херувимы, Престолы), наиболее приближенный к Богу. Описание Серафимов даётся в ветхозаветной Книге пророка Исайи: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3).
Образ Серафима отражает древнейшие представления об огнеподобных и крылатых сверхъестественных существах. На рельефе, обнаруженном в Телль-Халафе, Сирия, изображен шестикрылый демон, в каждой руке он держит по змее. Слово «серафим» употребляли и качестве синонима слова «огонь». Хасиды считали семисвечник сделанным по образцу огненного существа.
Греческое название Серафима — Гексаптерон (греч. Hexapteron — «Шестикрыл»). В видении пророка Исайи Серафимы имеют человекоподобный вид, но это есть их видимый образ, а по существу они бестелесны. Серафимы окружают престол Бога и выполняют Его волю. Бестелесность Серафимов выражена в древнерусской иконописи остроумным изобразительным приёмом: показан только лик, окруженный шестью крыльями красного цвета. Первая пара крыльев знаменует «страх Божий», сознание своего ничтожества перед Творцом, вторая — сознание своей слабости, а третья — готовность перенестись, куда прикажет Создатель. Сходную трактовку имеют подобные существа в исламе (арабск. Saraf — «возвышенный, благородный»). Видение пророка Исайи переосмыслил А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отвёрстую водвинул.
(1826)
Последняя фраза стихотворения связывает идею подвижничества, характерную для русского искусства, с библейским символом очищения огнем. Другой художник, живописец Михаил Александрович Врубель (1856—1910), обращаясь к поэзии Пушкина, по-своему претворил образ посланца Бога. В 1898 г. он написал этюд «Пророк», а с 1904 г. создавал произведения, в которых образ пророка почти автопортретен. Он выражает и надежду, и мольбу безнадежно больного художника (Врубель работал в перерывах между обострениями психической болезни).
Картина «Шестикрылый Серафим» (1904) - почти геральдическое изображение демона с мечом в руке. Живописец дал картине подзаголовок: «Азраил» (арабск. Azrail, от др.-евр. A”sriil - «Помощь Божия»). В исламе Азраил - ангел смерти, один из четырех наиболее приближенных к Аллаху (соответствует христианскому Архангелу). Врубель был хорошо знаком с демонологической литературой. Согласно преданию, Азраил, вначале обычный Ангел, сумел вырвать из сопротивляющейся земли глину для создания первого человека – Адама, и за это ему была дана власть над смертью.
Азраил «огромен и огненноподобен», он знает судьбы людей, но не ведает срока кончины каждого. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает лист с именем обреченного. После этого в течение сорока дней Азраил должен изъять душу из тела мёртвого человека. Возможно, ощущая приближение собственной смерти, художник написал таинственно мерцающую и «жгучую» картину.
|
Фреска, изображающая “Серафима“.
|
|