Magister XVII aetas (Мастера XVII века)
Помимо Классицизма, академизма, Маньеризма и Барокко, следует отметить и так называемое «внестилевое» течение — творчество отдельных выдающихся мастеров, например Караваджо или Рембрандта, которое не укладывается в границы какого-либо течения или стиля. Для искусства семнадцатого века характерно появление новых разновидностей и жанров художественного творчества, которые также взаимодействуют между собой.
Художники продолжали использовать мифологические и библейские сюжеты, но меняли их трактовку. Если в эпоху Возрождения античные и библейские сцены изображали в современной обстановке — персонажи одевали в костюмы по моде своего времени, а фоном служила архитектура Флоренции или Рима, то в картинах, рисунках и гравюрах XVII в. претерпевали изменения сами персонажи — их иконография, психология, появлялись черты портретности и жанровости.
«В картинах эпохи Ренессанса, — писал Виппер, — реальная жизнь служила обрамлением для легенды, а теперь легенда является поэтическим украшением реальной действительности». Психология вымышленных персонажей приблизилась к зрителю, зато обстановка: пейзажный фон, архитектура, интерьеры — становилась причудливой и даже фантастичной.
Выдающийся классицист Н. Пуссен писал итальянские пейзажи римской Кампаньи, но населял их «мифологическими фигурами», будто сошедшими с древнеримских Рельефов, в результате чего картины приобретали ирреальный характер.
Пейзажист К. Лорэн, также француз, с 1614 г. постоянно работавший в Италии, создавал пейзажи, пронизанные мистическим светом, отчего они приобретали одновременно земной и неземной характер. Неаполитанский художник С. Роза писал «бурные картины», которые трудно отнести к определенному художественному направлению. В творчестве других художников Классицизм соединялся с романтическим направлением.
В эстетике XVII в. «природный свет» (итал. lume naturale) оценивали двойственно: как «естественную, правдивую живопись» и как божественный свет природы, озаряющий живопись» выражение «правда жизни» появилось позднее.
В архитектуре, скульптуре, живописи усиливалось пространственное начало, художники подчеркивали контрасты масштабов света и тени, тёплых и холодных тонов. Именно в этом состояла основная движущая сила формирования стиля Барокко.
Караваджо. Картина “Святая Екатерина“ 1595-1596 года.
|
Картина Караваджо “Юноша с фруктами“.
|
Караваджо. Картина “Святой Иоанн Хреститель“ 1600 год.
|