Notionis doricum аgrestise (Идеи сельского стиля)
«СЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ» (франц. «Le style rustique»; франц. rustique, лат. rusticus — «простой, грубый, деревенский»). Термин используют в нескольких значениях. В более узком, конкретно-историческом смысле — течение в искусстве итальянского Маньеризма середины XVI в. Проявилось главным образом в архитектуре, садово-парковом искусстве и скульптуре.
Характерным произведением Маньеризма с элементами «сельского стиля» является вилла Джулия в северной части Рима, построенная для Папы Римского Юлия III (1550—1555), мецената, коллекционера произведений античного искусства. Виллу с 1551 г. строили по проекту Дж. Виньолы (возможно, использовавшего идеи Микеланжело), а затем, с 1552 г., - Б. Амманати.
Вилла Джулия представляет собой ряд построек, воспринимающихся наподобие театральных кулис, оформляющих пейзаж, хитро устроенный на разных уровнях, террасах с неожиданно открывающимися перспективами, двориком, стилизованным под античный нимфей, с гермами-кариатидами и фонтанами, упрятанными в скалистых гротах. В результате зыбкая грань между архитектурой и природой становится неопределенной (ныне в помещениях Виллы Джулия размещается музей культуры этрусков).
В этом «архитектурном натурализме» здания, возведенные человеком, «одновременно имитируют и организуют природу, где реальность переплетается с фантастикой, мир неорганический — с миром органическим». В парке Витербо причудливые гроты с фонтанами в виде драконов создавал Б. Амманати. По проекту Виньолы с 1570 г. устраивали парк на вилле Ланте (в 5 км к северо-востоку от Витербо). В парке итальянского типа (с регулярной планировкой и террасами) размещены гроты с фонтанами, «поросшими мхом» статуями и масками, будто естественным образом вырастающими из скал.
На вилле Пратолино в середине XVI в. работал Б. Буонталенти, а Джованни да Болонья (Джамболонья) создал там одну из самых причудливых скульптур «в сельском стиле». В местечке Бомарцо, в 21 км к северо-востоку от Витербо, расположена вилла князя В. Орсини (7—1584) с парком, созданным по замыслу хозяина, называемым «Священной рощей» (итал. Sacro Bosco), или «Парком чудищ» (итал. Parco dei Mostri), с причудливыми скульптурами из «дикого камня», обросшими мхом, гротами и типично маньеристской затеей — «наклонным домом».
Один из терминов «сельского стиля» - каверна (лат. Cavernа – «пещера, ложбина») – неожиданный пропуск, «провал» в композиции, контраст форм, пространственный разрыв. В XVIII в. понятие «сельского стиля» распространили на «пейзажные парки». Вначале, в рамках эстетики эпохи Просвещения, вспомнили легенды о «Золотом веке», высказывания архитектора Л. Б. Альберти об особом роде живописи, изображающей сельскую жизнь. Затем, по мере формирования романтического направления в западноевропейском искусстве, грот, пещеру в семантике пейзажных парков стали рассматривать в качестве художественного образа «темницы души». >
В России идеи «сельского стиля» осуществлял П. Гонзага. В русских усадебных парках, воспроизводящих идиллию сельской жизни, возводили павильоны, стилизованные под крестьянские постройки: «молочни», вольеры, фермы, мельницы с руинированными мостиками. «Обманками» называли не только иллюзорные изображения, но и парковые павильоны, искусно упрятанные в зелени либо за иллюзорными панно.
Идеи «сельского стиля» вновь стали актуальны в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв. Так, например, в парке Гуэль в Барселоне (1900—1914) испанский архитектор-фантаст А. Гауди среди зарослей, причудливых лестниц, колонн, террас и гротов создавал из металла и цемента драконов, ящериц и черепах.
П.Гонзага. Эскиз декорации Храм.
|
П. Гонзага. Павловский парк.
|
Эскиз декорации. П. Гонзага.
|