Глориола
(от итальянского gloria - сияние)
В христианской религии с глориолой изображают святых, ангелов, Христа. Сияющий круг над их головами - символ божественной святости. Характерна глориола также для буддийского искусства. От многочисленных святых Иисуса Христа (в его земной жизни) отличает так называемый крестовый нимб: глориола с крестом.
Это символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову. Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души. Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие. Первоначально олицетворял силу Солнца и солнечный диск, - атрибут богов Солнца. Божественное сияние; сила огня и энергии божества; сияние, исходящее от святости; духовная энергия и сила света; "круг славы" гения; доблесть; излучение жизненной силы (мудрости), идущей от головы; трансцендентный свет знаний. Одновременно (в восточной иконографии) означает идентификацию с солнечным божеством, могущество и принадлежность к власти либо - духовную силу, в отличие от светской (корона). Иногда употребляется как атрибут Феникса - символа солярной силы и бессмертия. Нимб обычно золотой в христианском искусстве, красный в индийском и голубой у античных богов. Может быть радужным.
В представлении персов символизировал могущество Ахура-Мазды. Золотой круг - разновидность солнечной короны - близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы. В христианстве заимствован у языческих изображений богов солнца или правителей, особенно из иконографии митраизма, вытесненного христианством в Римской империи. В римских катакомбах Каликста появляется со 2 в. как увенчание головы Христа, позднее этим способом выделяются также Мария и ангелы. Не изображался широко до IV в., когда становится символом четырех евангелистов. Означает святость; святого; Божественное происхождение и святость Троицы, Святого Семейства, ангелов. Обычно используют стилизованные нимбы в виде сияющего обруча или круга.
Ореолы бывают следующих форм: гало - светящееся кольцо; нимб - светящийся круг; мандорла - стилизованный миндалевидный ореол. Глориола - символ божественности, и следовательно, высшей силы. Его использование предназначено для представления Бога: Отца, Сына и Святого Духа или для символов, служащих выражением ипостасей Троицы. Кроме того, изображение глориолы может распространяться на образы Пресвятой Девы. Ореол состоит из поля света и величия, исходящего из всего тела. В одних случаях ореол повторяет форму тела и, как бы обволакивая его, проявляется в виде световой оболочки. В других случаях ореол отделен от тела и представляет собой множество световых лучей, исходящих из некого центра. Иногда ореол заканчивается заостренными языками пламени или весь состоит из них. Он может быть оттенен цветами радуги. В раннехристианской живописи ореолы были белыми, но в эпоху Возрождения, чтобы создать ощущение света, обычно использовалось золото.
На Востоке нимб символизировал скорее силу, нежели святость, и по этой причине в византийском искусстве им нередко наделялся Сатана. Нимб приобрел несколько очертаний. Крестообразный нимб обычно является атрибутом Христа, хотя в некоторых изображениях Троицы он может быть у всех трех её лиц. Треугольный нимб, символизирующий Троицу, принадлежит Богу-Отцу. Квадратным нимбом наделяются живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы. Богословские и основные добродетели и другие аллегорические фигуры имеют шестиугольные нимбы. Известная круглая форма принадлежит главным образом Деве Марии, ангелам и святым. В живописи позднего средневековья он изображался как плоская золотая пластинка, на которой (особенно в XIV веке) было начертано имя обладателя нимба. Художники раннего Возрождения свели это к простому кругу, который показывался в перспективе. Но нимб вышел из употребления и в искусстве пост-Ренессанса использовался редко. Термин "ореол" обозначает свечение, которое окружает всю фигуру, а не только голову. Это специфический атрибут божественности, и он остается только для Христа и Девы Марии.
Глориола - это визуальное выражение лучезарной сверхъестественной силы; или же, более упрощенно, интеллектуальной энергии в её мистическом аспекте. Подтверждением этому служит и тот факт, что античная традиция, как правило, приравнивала разум к свету. Иногда глориола имеет сферическую форму; мусульмане, например, представляют рай в виде жемчужины и верят, что в раю праведники живут в жемчужинах, каждый со своей гурией. Ореол сравнивается с клеткой и, в особенности, со сферой как таковой. Юргис Балтрушайтис в "Фантастическом Средневековье" собрал множество средневековых изображений существ, заключенных в прозрачные, очевидно, стеклянные сферы. В работах Иеронима Босха также часто встречаются подобные примеры. В этом случае ореол - просто визуальное выражение своего рода детерминизма, окутывающего каждого человека в его собственный образ жизни и его судьбу, как благоприятную и райски-счастливую, так и полную страданий и адских мук.
Икона Спасителя с кресчатым нимбом.
|
Глориола Богородицы.
|
Глориола Иисуса Христа.
|