Коропластика
(от греческого kore — девушка, кукла и plastike — ваяние)
Распространенное в древности начиная с периода архаики изготовление обычно задрапированных мелких женских фигурок из обожженной глины (терракоты), воска, гипса и других материалов.
Женские образы в коропластике Бактрии (долина Окса).
Духовная культура населения Бактрии долины Окса, как и всей античной Средней Азии, во многом определялась религиозным восприятием окружающей действительности. Уже в эпоху энеолита и бронзы сложились каноны изображения почитаемых божеств, известные по терракотовой пластике. Среди многочисленных статуэток особую роль играл образ женского божества - богини-матери. Древнейшие глиняные фигурки, изображавшие сидящих женщин, найденные на территории Южного Туркменистана, относятся к VI тыс. до н.э., к эпохе энеолита. Более обширная коллекция терракот датируется энеолитической эпохой (V – начало III тыс. до н.э.). Она найдена на городищах Каратепа, Намазга II.
Для коропластики эпохи ранней бронзы характерны фигурки, выполненные в условно-плоскостном стиле, когда из широкой, уплощенной глиняной лепешки формируется фронтально развернутый силуэт, лишь отдаленно напоминающий женскую фигуру. Большее внимание уделяется разработке головы, где особо выделяются крупные, в высоком рельефе выполненные налепы прямостоящих глаз, детально проработаны прическа, украшения на шее. Но торс предельно условен, руки с неразработанными кистями расставлены в стороны, широкие бедра переходят в общий удлиненный треугольник соединенных ног.
Малая пластика эпохи развитой бронзы представлена уже несколькими типами женского божества, что свидетельствует о расширении местного пантеона. Статуэтки, относящиеся к эпохе бронзы, были найдены на городищах Алтынтепа и Намазгатепа. В I тыс. до н.э. (раннежелезный век) отмечается полное исчезновение пластического искусства. Объясняется это, видимо, тем, что древнеиранские божества представляли собой преимущественно те или иные абстрактные понятия и не имели антропоморфного воплощения. Согласно гипотезе Г. Пугаченковой, бестерракотовый период объясняется либо заменой антропоморфных божеств символами, либо изготовлением в этот период культовых идолов из других материалов (дерева, кости, металла).
В период античности малая пластика возрождается вновь, а наиболее популярным остается культ богини-матери. К этому времени каноны изготовления терракот, сложившиеся в эпоху энеолита и бронзы, были утрачены, поэтому образ богини-матери нашел свое новое воплощение, выработанное под непосредственным влиянием эллинистической культуры.
В период эллинизма в Бактрии наблюдается тенденция копирования греческих статуарных божеств, воздвигнутых на площадях, во дворцах и в храмах. На городищах Бактрии, расположенных вдоль берегов реки Окс, находки статуэток античных божеств единичны. Так, статуэтка с изображением Ники была найдена на городище Зартепа. Афины – на Кампыртепа, Силены – на Зартепа. Здесь также были найдены статуэтки, относящиеся к дионисийским персонажам. Это образы музыкантш, изображенные с лютнями, арфами и одна с рубабом. Они были найдены на таких городищах, как Старый Термез, Аккурган, Кампыртепа. Ареал распространения статуэток, имеющих греческие корни, невелик. Все они обнаружены на территории среднего течения Амударьи, левом ее берегу. В перечисленных образах, имеющих инородное начало, с большей силой выступает уже бактрийский элемент – это их иконографические, этнические особенности, строгость фронтального изображения. Время распространения – III в. до н.э. – II в. н.э.
Бактрия стала первым регионом Средней Азии, где буддизм уже с конца I в. н.э. получил широкое распространение и проявил себя как фактор идеологического и художественного влияния. Со времени объединения Бактрии и Северной Индии в едином Кушанском государстве были созданы условия для распространения буддизма в Средней Азии. Кушанские правители Бактрии оказывали финансовую поддержку буддизму, выделяя средства на строительство буддийских культовых сооружений, что способствовало развитию буддийского искусства. На территории Бактрии долины Окса было найдено немало статуэток с изображением якшинь.
Т. Мкртычев отмечает, что этот образ был воспринят буддизмом из широкого пласта народных верований, где якшини выступали как божества здоровья, благополучия, процветания, мудрости. В Бактрии, возможно, он слился с культом богини плодородия и почитался именно как этот образ, так как очевидно, что в это время большинство населения Бактрии не принадлежало к последователям буддизма, а буддийские статуэтки использовались взамен местным. Статуэтки якшинь были найдены на городищах Тепаи-шах, Старый Термез, Зартепа, Фаязтепа, Кампыртепа, Чоплитепа и датируются II–III в. н.э.
Таким образом, культ женского божества на территории Бактрии долины Окса оставался почитаем с древнейших времен вплоть до раннего средневековья. Образцы коропластики свидетельствуют о том, что в бактрийском пантеоне было множество богинь. При этом одни из них входили в официальный пантеон, принятый Канишкой, другие являлись исключительно родоплеменными, о чем свидетельствует их распространение. Одни почитались длительное время, другие же - недолго. Позже их изображения не встречаются. Следует отметить, что несмотря на то, что стилистически становление многих женских образов коропластики происходило под значительным влиянием эллинистических, индийских, парфянских и кочевнических традиций, здесь прослеживается связь времен и преемственность традиций, стойко сохраняемых жителями, населяющими этот регион.
Статуэтка. Восточная Кашкадарья.
|
Две женские статуэтки. Бактрия.
|
Фигурка с голубем и яйцом.
|