Opuseris Serbsko-Moravskoy ludus (Произведения Сербско-Моравской школы)
СЕРБСКО-МОРАВСКАЯ ШКОЛА - условное название историко-региональной художественной школы, сложившейся на Балканах под воздействием византийского искусства в XII—XIV вв.
Многие сербские живописцы проходили обучение в Византии — в Константинополе и в Салониках. Однако в отличие от столичной константинопольской школы произведения сербско-моравских мастеров характерны большей лапидарностъю, простотой и, одновременно, свободой письма. Фон росписей — чаще голубой или зелёный. Сдержанно — в нимбах и украшениях одежд — использовано золочение.
На красном фоне изображали земных властителей. Выдающиеся росписи XIV в. находятся в монастырях Грачаницы, Студеницы, Дечан, Каленича, Милешева. По мере натиска турецкой империи в Сербию приезжали монахи из Греции, в частности из Афона, что привело к распространению среди местных живописцев идеологии исихазма. Сербские храмы представляют собой типично византийскую архитектуру, в которой преобладает тип триконха (церкви с тремя апсидами).
Художественные памятники долины р. Моравы представляют собой обособленную группу. Среди них выделяются фрески церкви Вознесения в Раванице (1387) и монастыря Манассии (1416— 1418). Эстетика Палеологовского Ренессанса в искусстве Византии (1261-1453) затронула и Балканы.
В частности, роспись церкви монастыря в Калениче (1407 — 1413) не без основания сравнивают с творчеством русского мастера Андрея Рублёва. Однако существуют и различия. Фрески Каленича отмечены «надорванной красотой», в которой как в зеркале отразилась вся несостоятельность изживших себя идеалов позднего сербского рыцарства.
Фрески вместе с архитектурой и наружным рельефным декором церквей — резьбой по камню — составляют единый стиль. Архитектурная резьба моравской школы своеобразна, в ней сочетаются элементы плетёного орнамента с сильно геометризованными растительными мотивами.
В этом отношении моравский архитектурный орнамент почти идентичен орнаментике миниатюрной живописи... и соответствует балканскому геометрическому орнаменту. Последний же обязан деятельности афонских монастырей и, по-видимому, действительно был связан с мировоззрением и эстетикой исихазма.
Иное течение в искусстве Балкан XII—XIII вв. именуют «сербо-македонским маньеризмом». Произведения, относимые к этому течению, характеризуют беспокойная пластика, экспрессивность: вытянутые и хрупкие фигуры с изломанным силуэтом в почти линеарной манере. Считают, что происхождение этого стиля, распространившегося во многих провинциальных школах восточнохристианского искусства, следует искать в творчестве сербских фрескистов.
“Cвт.Савва, Архиепископ Сербский“. Фреска из монастыря Студеница.
|
“Распятие Христа“. Фреска из монастыря Студеница.
|
Монастырь Грачаница. Сербия.
|