A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Opuseris Serbsko-Moravskoy ludus (Произведения Сербско-Моравской школы)

Монастырь Студеница СЕРБСКО-МОРАВСКАЯ ШКОЛА - условное название историко-региональной художественной школы, сложившейся на Балканах под воздействием византийского искусства в XII—XIV вв.

Многие сербские живописцы проходили обучение в Византии — в Константинополе и в Салониках. Однако в отличие от столичной константинопольской школы произведения сербско-моравских мастеров характерны большей лапидарностъю, простотой и, одновременно, свободой письма. Фон росписей — чаще голубой или зелёный. Сдержанно — в нимбах и украшениях одежд — использовано золочение.

На красном фоне изображали земных властителей. Выдающиеся росписи XIV в. находятся в монастырях Грачаницы, Студеницы, Дечан, Каленича, Милешева. По мере натиска турецкой империи в Сербию приезжали монахи из Греции, в частности из Афона, что привело к распространению среди местных живописцев идеологии исихазма. Сербские храмы представляют собой типично византийскую архитектуру, в которой преобладает тип триконха (церкви с тремя апсидами).

Художественные памятники долины р. Моравы представляют собой обособленную группу. Среди них выделяются фрески церкви Вознесения в Раванице (1387) и монастыря Манассии (1416— 1418). Эстетика Палеологовского Ренессанса в искусстве Византии (1261-1453) затронула и Балканы.

В частности, роспись церкви монастыря в Калениче (1407 — 1413) не без основания сравнивают с творчеством русского мастера Андрея Рублёва. Однако существуют и различия. Фрески Каленича отмечены «надорванной красотой», в которой как в зеркале отразилась вся несостоятельность изживших себя идеалов позднего сербского рыцарства. “Рождество Пресвятой Богородицы“. Фреска монастыря Студеница

Фрески вместе с архитектурой и наружным рельефным декором церквей — резьбой по камню — составляют единый стиль. Архитектурная резьба моравской школы своеобразна, в ней сочетаются элементы плетёного орнамента с сильно геометризованными растительными мотивами.

В этом отношении моравский архитектурный орнамент почти идентичен орнаментике миниатюрной живописи... и соответствует балканскому геометрическому орнаменту. Последний же обязан деятельности афонских монастырей и, по-видимому, действительно был связан с мировоззрением и эстетикой исихазма.

Иное течение в искусстве Балкан XII—XIII вв. именуют «сербо-македонским маньеризмом». Произведения, относимые к этому течению, характеризуют беспокойная пластика, экспрессивность: вытянутые и хрупкие фигуры с изломанным силуэтом в почти линеарной манере. Считают, что происхождение этого стиля, распространившегося во многих провинциальных школах восточнохристианского искусства, следует искать в творчестве сербских фрескистов.


“Cвт.Савва, Архиепископ Сербский“. Фреска из монастыря Студеница
“Cвт.Савва,
Архиепископ Сербский“.
Фреска из
монастыря Студеница.

“Распятие Христа“.Фреска из монастыря Студеница
“Распятие Христа“.
Фреска из
монастыря Студеница.

Монастырь Грачаница. Сербия
Монастырь Грачаница.
Сербия.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.