Веризм
(по-итальянски il verismo, от слова vero — истинный, правдивый)
Реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. В изобразительном искусстве веризм характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значительными социально-критическими тенденциями, а вместе с тем пессимистическим, порой пассивно-натуралистическим восприятием действительности (живописцы Ф.П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вольпело; скульпторы Вела, Джемито).
Затем термин возрождается во второй половине XIX века, являясь обозначением (весьма неопределёнными расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области литературы наиболее яркое и законченное выражение веризм получил в романе и новелле.
В конце 1870-х г. группа писателей — Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи (родился в 1848 г.) и другие — выступила в печати со статьями, провозглашавшими необходимость перехода в области романа от сенсационности и сентиментализма к «социальной летописи», лишённой всякого субъективного элемента, дающей научное, основанное на изучении «общественных и социально-психологических отношений между людьми» описание современного итальянского общества.
На практике у названных писателей проявилась прежде всего народническая тенденция (главным образом в новелле). Они изображали деревню, в частности сицилийскую (Чамполи, Верга и Капуана — все сицилийцы). Сицилия — провинция, где эксплуатация крестьян землевладельцами была особенно тяжёлой. И изображение сельской жизни у веристов отличается пессимизмом. Веристы, преимущественно — художники «униженных и оскорблённых».
Протестуя против угнетения крестьянства, они остались на «филантропической» точке зрения, выражая в литературе идеологию буржуазного интеллигента 1870—1880-х г., когда в Италии, миновавшей героический период объединения и гарибальдийских войн, заняла центральное место буржуазия и, параллельно с усилением капиталистического накопления, все более и более клонились к упадку мелкая буржуазия, мелкое землевладение.
В цикле романов Верга, озаглавленных «I Vinti» (Побеждённые), где изображается постепенная гибель сицилийской мелкобуржуазной семьи, торжествует фатализм, сознание неизбежного дальнейшего истребления этой социальной группировки. Теоретические принципы веризма, обязанные своим происхождением во многом позитивистской философии, приближаются к принципам Эмиля Золя, а фатализм во многом напоминает первые его романы («Тереза Ракен», «Мадлен Фера»).
«Объективное» изображение не удалось веристам. Романы и новеллы Верга, Чамполи, Капуана — насквозь проникнуты иронией; тон повествования нередко переходит в полудекламационный сказ (Чамполи — «Le treccie»; большинство «Novelle Rusticane» и «La Vita dei Campi» Верга).
Зато психологизм — это область, в которой веристы в сущности явились гораздо большими новаторами, чем в области социального содержания. Сюжетность, за редкими исключениями, отходит на задний план; она заменяется описанием действий героя как проявлений его психического состояния. В романе у Капуана, Верга и других даётся как бы хроника — кропотливое, фотографическое и все же субъективное описание. Все описания даются в разорванном виде, импрессионистическими мазками, сквозь призму восприятия героев (яркий пример — «Jeli il pastore» или «Rosso Malpelo» y Верга); прямая речь занимает несравненно большее место, чем у Мандзони, Гверрацци и других представителей романтического романа.
Крестьянский язык веристы знают в совершенстве. Не прибегая к диалекту, Верга, Чамполи, Капуана однако мастерски воспроизводят по-итальянски особенности сицилийского наречия. Юмор играет значительную роль в произведениях Верга; но юмор веристов — в большинстве случаев на грани сатиры (например в новеллах «La guerra dei santi», «Cose il Re» и других). Торжество д’Аннунцио и его последователей, а также идеалистического и чисто психологического романа (Фогаццаро, Серао) привело к вытеснению с литературной арены народнического течения. Из писателей начала XX века под влиянием веризма находились в особенности Федериго де Роберто (1866—1927 г.; романы «Vicer?», «LIllusione» и другие) и Грациа Деледда.
Термин «веризм» в поэзии употребляется в гораздо более широком смысле, чем это было бы допустимо на основании сделанного разбора в прозе. К числу веристов относят обычно Стеккетти, Бойто, а также, порой, и всю школу Кардуччи (Стеккетти и Бойто называли сами себя «веристами»).
Ряд поэтов «режионалистов» имеют большее право именоваться веристами, чем Стеккетти и другие. Паскарелла даёт на римском диалекте ряд картин из жизни эмигрантов-переселенцев в чрезвычайно удачно сделанных «венках сонетов». Наконец поэзия социального протеста Ады Негри в значительной степени испытала влияние как школы Кардуччи, так и идей веристского направления. Характерным отражением веризма в музыке являются оперы Масканьи, Пуччини и Леонкавалло.
Четвертая власть. Дж. Пеллицца да Вольпело.
|
Пастушка со стадом. Ф.П. Микетти.
|