A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гератская школа


(от названия города Герат)

Беседа ученых в медресе (К. Бехзад) Одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 веке в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е г. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 г. Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератской школы связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератской школы характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератской школы и сила её воздействия.

Первый этап Гератской школы, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 в., а также, вероятно, Багдада и Тебриза, характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427 г., частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427 г., библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431 г., Эрмитаж, Ленинград).

Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430 г., библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератской школы в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада.

Бехзад Кемаледдин (1450-е годы - 1533-1534 г. или 1535-1536 г.), миниатюрист. Выдающийся мастер гератской школы миниатюры, Бехзад работал в Герате и Тебризе, создавал изысканные по рисунку и звучные по цвету экспрессивные или лиричные по настроению многофигурные композиции, тонкие по характеристике портреты (иллюстрации к "Бустану" Саади, Египетская национальная библиотека, Каир, портрет Султана-Хусейна Байкара, частное собрание, Швеция). Оставаясь в рамках условных канонов средневековой восточной миниатюры, Бехзад в изображении человека и природы исходил из живых наблюдений и воплощал их с необычайной для искусства своего времени убедительностью и свободой. Его творчество оказало значительное влияние на иранских и среднеазиатских миниатюристов конца XV-XVI веков.

Портрет Шейбани-хана (Каммаледин Бехзад)Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494-1495 г., Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493 г., Британский музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой.

Новаторский характер Гератской школы заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератской школы проявилось в творчестве художников Тебризской школы, Мавераннахрской школы (Средняя Азия) и Могольской школы. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

Мирак Наккаш (Гератская школа)
Мирак Наккаш.
Гератская школа.

Царь Дарий и пастухи (К. Бехзад)
Царь Дарий
и пастухи.
Камаледдин Бехзад.

Строительство мечети (К. Бехзад)
Строительство
мечети.
Камаледдин Бехзад.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.