Деконструктивизм
Направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой постмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к деконструктиизму, часто отказываются от подобного определения своих работ, что, впрочем, соответствует самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
Деконструктивизм в архитектуре явился лишь продолжением тотального пересмотра ценностей, охватившего европейскую культуру еще в первой половине двадцатого века. Если как следует углубиться в историю этого явления, то среди его первых предвестников обнаружатся такие отцы русского авангарда, как К. Малевич и В. Кандинский, а также известные в архитектурной среде И. Леонидов, А. и В. Веснины. Поначалу термин «деконструктивизм» использовался лишь философами и литераторами (с легкой руки француза Жака Деррида), но постепенно распространился как модное течение на все виды искусства. В архитектуре деконструктивизм окончательно оформился лишь к концу 80-х годов и с тех пор является одним из полноправных и популярных современных направлений.
Художественная задача любого деконструктивиста — разрушение сложившихся традиций и понятий, будь то представления о красоте, пользе, порядке или комфорте. Этот клан архитекторов исповедует полную свободу самовыражения, разрешает себе самые рискованные эксперименты и берется спорить даже с законами гравитации! В результате такого подхода получается либо пародия на все, что было создано ранее, либо создается некий «космический» эффект, наводящий на мысль о том, как это могло бы выглядеть на других планетах.
Современные деконструктивисты черпают вдохновение в неразвившихся идеях авангарда столетней давности, с успехом применяя к ним новые технологии и материалы. К примеру, когда-то бесславно почившая в письменном столе «антигравитационная» архитектура И. Леонидова сегодня находит жизнь в современных строениях таких модных архитекторов, как 3аха Хадид (построившая еще в восьмидесятые годы местами подвешенный в воздухе «Пик-клаб» в Гонконге) или Рем Кулхаас (расположивший ресторан в конусе, поставленном на острие, в помещении Гаагского театра танца).
Многие постройки в этом стиле и вовсе вызывают ассоциации с творчеством сюрреалистов — местами разрушенные, либо слегка «поехавшие» стены, весьма распространенный деконструктивистский прием частичной подрезки угла здания, при котором два верхних этажа опираются на консоль (например, многоэтажный жилой дом в Берлине, построенный неподалеку от разрушенной Берлинской стены по проекту архитектора П. Эйзенмана). Кто сказал, что окна должны располагаться ровными линиями, быть одинаковыми и прямоугольными? Кто распорядился облицовывать и красить дома только в один «спокойный для глаз» цвет? В деконструктивистских постройках окна могут уменьшаться до размеров бойниц, заменяться фрагментами витражей или вовсе превращаться в сплошные стены. Здания имеют право быть разноцветными — хоть в клеточку, хоть в полосочку, хоть в горошек.
У деконструктивизма свои герои. В современной архитектуре существует множество примеров деконструктивного подхода к творчеству. Например, полную свободу в планировке и оформлении домов давал себе знаменитый венский художник Хундертвассер. В привычную среду жилого дома он смело и органично «вплетал» живую растительность (первым посадил на крышу ставшую сегодня уже обычным делом траву, заставил деревья и кустарники расти прямо из окон и т.д.). Его визитной карточкой стали разнокалиберные, хаотично расположенные и облицованные яркой плиткой окна, неровный (как живая земля) пол, не подчиненные никакой симметрии (и вообще никаким правилам) разноцветные наборные колонны. При этом постройки Хундертвассера, хотя и причисляются многими к деконструктивизму, «разрушительного» впечатления никак не производят. Увлекаются этим направлением и многие наши знаменитые современники — Норманн Фостер, Ричард Роджерс, Сантьяго Калатрава, Фрэнк О. Гери. Наличие же в этом направлении признанных «классиков» (таких, как европейские любители «пошалить» с конструкциями Бернард Чуми, Вольф Прикс и Гюнтер Доминиг или гораздо менее экстремальные американцы лос-анжелесской школы Тома Мейна) говорит о том, что не за горами времена, когда разрушители традиций и мастера кривых стен будут благополучно сданы в утиль, а на их место придет кто-то еще.
Аркаид. Р. Эскин.
|
Пожарная часть "Витра". Заха Хадид.
|
Деконструктивизм в парке.
|