Пленэр
(от французского plein — открытый воздух)
Термин, используемый в живописи для обозначения отражения в картине всего широкого разнообразия перемен в цвете под влиянием солнца и окружающий атмосферы.
Пленэрная живопись возникла как следствие работы живописцев на открытом воздухе, в условиях естественного освещения, что давало возможность наиболее точно и полно воспроизвести окружающую действительность, в первую очередь природу. Обычно термин употреблялся по отношению к пейзажу, хотя может относиться к любому изображению на открытом воздухе.
Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэрная живопись становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.
Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро («Пейзаж в Арле-дю-Нор»), Жан-Франсуа Милле («Собирательницы хвороста»), Камиль Писсарро («Бульвар Монмартр ночью»), Пьер-Огюст Ренуар («Тропинка в высокой траве») и Клод Моне («Бульвар капуцинок в Париже») не в последнюю очередь внесли свой вклад в становление пленэрной живописи.
В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов («Осень в Абрамцево»), Исаак Левитан («Тихая обитель»), Валентин Серов («Плес после дождя»), Константин Коровин («Заросший пруд»), Игорь Грабарь («Морозный день»).
Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.
Термин пленер в равной степени применим и к фотографии. Пленэрная фотосъемка — это фотосъемка на открытом воздухе, вне помещения и без использования источников искусственного освещения (за исключением камерной вспышки). Местом для пленэрной фотосъемки может быть любой городской или исторический парк, сквер, просто улица и т.д.
Также данный термин имеет отношение к музыке, когда концерты проводятся на открытом воздухе. Одними из ранних примеров являются «Музыка фейерверка» Георга Фридриха Генделя и творчество французского придворного театра.
Тропинка в высокой траве. Пьер-Огюст Ренуар.
|
Бульвар капуцинок в Париже. Клод Моне.
|
Осень в Абрамцево. Василий Поленов.
|