A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Septentrionalis pictoris

Михаэль Пахер. Святой Вольфганг, молящий о чудеСеверное Возрождение — переломная эпоха в развитии искусства стран Северной Европы: Нидерландов, Германии, Франции — первой половины XVI в. Характеризуется формированием и интенсивным развитием новых жанров, способов, технических приемов изобразительного искусства, персонализацией творчества, появлением выдающихся мастеров. Отсюда слово «возрождение». Представителей Северного Возрождения называют “северными художниками».

В качестве фона картин художники Северного Возрождения использовали современную им архитектуру, причем здания в романском стиле обозначали старое время и служили фоном для ветхозаветных сюжетов, а готические — для сюжетов из Нового Завета. Библейские персонажи северные художники одевали в костюмы времени. Север Европы - место зарождения экспрессивной, особенно в ранних образцах, по-крестьянски грубой гравюры на дереве. Если гравюра на металле более связана с Италией (и позднее с Голландией), то ксилография (гравюра на дереве) родилась в начале XV в. в Германии и Швейцарии. Готическая экспрессия вместе с натурализмом проявилась в творчестве немецких живописцев и скульпторов X. Бальдунг Грина, У. Графа, Л. Кранаха, М. Пахера, Й. Ратгеба, Т. Рименшнайдера, П. Фишера, Ф. Штосса.

Традиции религиозного спиритуализма связывали позднюю Готику с элементами Маньеризма и Барокко, попадавшими на германскую почву в конце XVI—XVII в. из Италии. Отсюда термин «позднеготическое барокко», или «барочная готика». По утверждению Вёльфлина, «только немец не видит в этом внутреннего противоречия». Оба стиля, Готику и Барокко, объединяют мистицизм, экзальтация, иррациональность, экспрессивность. Именно поэтому новая ренессансная живопись Нидерландов и Гермапии органично существовала в пространстве старой готической архитектуры, так же как и пышные барочные алтари естественно выглядят в не изменившихся готических интерьерах. Михаэль Пахер. Алтарь Отцов Церкви

Жилые интерьеры оставались полуготическими. В Италии тем временем новая классицистическая архитектура входила в живопись художников римской школы. Эта особенность дала повод исследователям не признавать понятия «Северное Возрождение» или считать его, вслед за Й. Хёйзингой, только «осенью средневековья», непосредственным переходом Готики в Барокко, минуя эпоху Ренессанса. Напротив, Э. Кон-Винер считал, что тенденция усложнения форм, характерная для готического стиля, приводила к естественному и легкому ассимилированию чужеродных образцов.

«Этим объясняется также и та жадность, — писал Кон-Винер, — с какой набросилась поздняя немецкая Готика на формы итальянского Классицизма, которые она совершенно без всякой связи включила В свою декорацию... Получившаяся смесь... все же сохраняет поразительную целостность. Эта целостность послужила причиной тому, что на произведения так называемого немецкого Ренессанса стали смотреть, как на произведения особенного стиля».


Кранах Л.С. Святые Женевьева и Аполлония
Кранах Л.С.
Святые Женевьева
и Аполлония.

Скульптура Йорг Ратгеба и Ханса Бальдунга
Скульптура Йорг Ратгеба
и Ханса Бальдунга.

Лукас Кранах-старший. Портрет герцогини Екатерины
Лукас Кранах-старший.
Портрет герцогини Екатерины.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.