A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Колокольня

Колокольня Ивана Великого в Москве Это пристроенное к храму или стоящее рядом сооружение, в виде башни с открытым ярусом, в котором повешены колокола или колокол, служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того как христианство стало господствующей религией, стало возможным созывать их членов в храмы явным образом.

Для этой цели употреблялись сперва так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквях завелись позже, не раньше VIII столетия, и хотя сначала они были малы и неценны,  для них стали вскоре устраиваться особые помещения. Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей. В Западной Европе, начиная с XI в., число колоколен быстро возрастает — не потому, что их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквям и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль дозорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.

Колокольня Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеТо, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы с несколькими колокольнями. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в Реймсском соборе — их семь, в Лаонском — девять).

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно сужающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. В эпоху Возрождения, колокольни стали в основном строиться в слиянии с храмом. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — Кельнского собора (512 футов), Страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

Колокольня собора Св. СтаниславаВ России, хотя колокола и появились чуть ли не тотчас после принятия христианства, однако они составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквях домонгольского и монгольского периодов российской истории, колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", — об этом трудно сказать что-либо определенное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, само их число увеличилось и таким образом образовался тип так называемых "звонниц", которые мы находим и сейчас при многих древних церквях, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).

На иконах XVI столетия встречаются изображения не только звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип колоколен распространился и получил развитие в московский период российского искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, колокольням стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, колокольни не строились в связи с церквями, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение в этом отношении, составляет башня Ивана Великого в Москве.


Колокольня Никольского Морского собора
Колокольня
Никольского
Морского собора
в Санкт-Петербурге.

Колокольня Софийского собора в Киеве
Колокольня
Софийского
собора в Киеве.

Колокольня на Старообрядческой улице
Колокольня на
Старообрядческой
улице в Москве.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.