A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Деколь


(от французского decalcomanie - переводная картинка)

Ваза (фарфор, деколь)Метод перенесения изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного обжига. Таким образом украшались тарелки, кружки, пепельницы, стаканы. В технологии деколи применён принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на керамическую или стеклянную поверхность. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твёрдую однородную массу с неограниченным сроком годности.

Изобрел деколь француз Симон Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ гравировки фарфора. Теперь при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка можно было размножать изображение на фарфор. Сам фарфор покрывался тонким слоем лака, который удерживал рисунок на себе. Процесс перевода изображения был назван деколированием, а сама переводная картинка – деколью. Деколирование значительно упростило труд посудных мастеров.

Тонкая ручная работа теперь могла быть значительно сокращена во времени, а заняться ей могли не только прирожденные художники. Это удешевило фарфор, но не очень сильно. Бумага в те времена была очень дорогим материалом. Ведь до изготовления бумагоделательной машины оставалось еще почти 70 лет, и бумагу тоже изготавливали вручную или привозили из Китая. И все равно выигрыш в скорости был поразительным. В Европе началось почти стахановское движение. Два английских подмастерья Джон Сэдлер и Гай Грин в 1756 году поразили своим рекордом всех керамистов. При помощи деколи они вручную украсили рисунками 1200 плиток за 6 часов, что примерно равняется 200 плиткам в час или 3 плиткам в минуту. Стало понятно, что за деколью будущее.

Процесс нанесения деколи на стеклоизделиеМногие мануфактуры начали применять перевод рисунков на керамику и фарфор. Появляются цеха, которые специализируются только на деколи. Мастера переманиваются, секреты крадутся. Образцы плитки с деколью того времени сейчас высоко ценятся у коллекционеров, их стоимость достигает несколько тысяч фунтов за штуку. Наука и промышленность в Европе шли рука об руку. Вот три изобретения, которые наиболее поспособствовали развитию деколи, сделали ее более дешевой и легкой:

  1. Изобретение бумагоделательной машины Анри Фудрине в 1820-ых годах;
  2. Изобретение литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796 году;
  3. Изобретение способа напечатать больше чем один цвет на тонкую бумагу, который открыли братья Пратт в 1840 г.

Все это привело к тому, что в 1876 году в Европе появилась «Декалькомания», повальное увлечение переводом картинок на фарфор, керамику и стекло. Десятки тысяч людей увлеклись новым хобби, которое не утратило своей популярности и сейчас. В связи с огромным количеством выпускаемых изделий в декорировании широко применялась одноцветная печать с последующей ручной доделкой.

Пасхальное яйцо (фарфор, глазурь, деколь)В 1900-е годы повсеместно стали применять многоцветную печать-декалькоманию, полностью имитирующую ручную роспись. Краски для печати были недостаточно яркими и многоцветная деколь также дорабатывалась вручную. Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Применение аэрографа в надглазурной росписи дало возможность тонировать изделия цветными фонами, на которые затем наклеивались деколи с цветочными орнаментами. Модными были в то время нежные тона: голубой, розовый, сиреневый, желтый.

Возросшая в начале XIX в. потребность в фарфоре, а также изданный в 1806 году "запретительный тариф" на ввоз заграничных изделий в Россию послужили дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности Росcии. В это время один за другим возникает целый ряд частных фарфоровых заводов. Основными производителями фарфора для широкого потребителя в России в конце XIX - начале XX века стал завод "Товарищества братьев Корниловых в Санкт-Петербурге" и заводы "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова", основанного в 1889 году, в которое входили заводы в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках и многие другие (в 1892 году Кузнецовым был куплен завод М.С. Гарднера).

М. Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, выросший в семье потомственных производителей фарфора, значительно увеличил мощность своих заводов и поставлял фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурируя с европейскими и восточными заводами. Большую часть в продукции заводов "Товарищества М.С. Кузнецова" занимал так называемый «восточный товар» который выпускался раньше бывшим гарднеровским и гжельским заводами. Кузнецов увеличил ассортимент и намного расширил рынки сбыта. Для восточного рынка продавался и обычный для России ассортимент посуды - чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения: пиалы, блюда для плова, кальяны и многие другие.


Фарфоровый флакон (деколь)
Фарфоровый
флакон. Деколь.
Завод Кузнецова.

Многообразие деколирования
Многообразие деколирования.

Витражи с деколью
Витражи
с деколью.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.