Деколь
(от французского decalcomanie - переводная картинка)
Метод перенесения изображения на посуду из стекла, глины или фарфора при помощи высокотемпературного обжига. Таким образом украшались тарелки, кружки, пепельницы, стаканы. В технологии деколи применён принцип переводной картинки. Сначала производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на керамическую или стеклянную поверхность. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твёрдую однородную массу с неограниченным сроком годности.
Изобрел деколь француз Симон Франсуа Равенне, который приблизительно в 1750 году усовершенствовал способ гравировки фарфора. Теперь при помощи тонкой бумаги, горячих медных пластин и «материнского» рисунка можно было размножать изображение на фарфор. Сам фарфор покрывался тонким слоем лака, который удерживал рисунок на себе. Процесс перевода изображения был назван деколированием, а сама переводная картинка – деколью. Деколирование значительно упростило труд посудных мастеров.
Тонкая ручная работа теперь могла быть значительно сокращена во времени, а заняться ей могли не только прирожденные художники. Это удешевило фарфор, но не очень сильно. Бумага в те времена была очень дорогим материалом. Ведь до изготовления бумагоделательной машины оставалось еще почти 70 лет, и бумагу тоже изготавливали вручную или привозили из Китая. И все равно выигрыш в скорости был поразительным. В Европе началось почти стахановское движение. Два английских подмастерья Джон Сэдлер и Гай Грин в 1756 году поразили своим рекордом всех керамистов. При помощи деколи они вручную украсили рисунками 1200 плиток за 6 часов, что примерно равняется 200 плиткам в час или 3 плиткам в минуту. Стало понятно, что за деколью будущее.
Многие мануфактуры начали применять перевод рисунков на керамику и фарфор. Появляются цеха, которые специализируются только на деколи. Мастера переманиваются, секреты крадутся. Образцы плитки с деколью того времени сейчас высоко ценятся у коллекционеров, их стоимость достигает несколько тысяч фунтов за штуку. Наука и промышленность в Европе шли рука об руку. Вот три изобретения, которые наиболее поспособствовали развитию деколи, сделали ее более дешевой и легкой:
- Изобретение бумагоделательной машины Анри Фудрине в 1820-ых годах;
- Изобретение литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796 году;
- Изобретение способа напечатать больше чем один цвет на тонкую бумагу, который открыли братья Пратт в 1840 г.
Все это привело к тому, что в 1876 году в Европе появилась «Декалькомания», повальное увлечение переводом картинок на фарфор, керамику и стекло. Десятки тысяч людей увлеклись новым хобби, которое не утратило своей популярности и сейчас. В связи с огромным количеством выпускаемых изделий в декорировании широко применялась одноцветная печать с последующей ручной доделкой.
В 1900-е годы повсеместно стали применять многоцветную печать-декалькоманию, полностью имитирующую ручную роспись. Краски для печати были недостаточно яркими и многоцветная деколь также дорабатывалась вручную. Сюжеты для создания рисунков деколей художники брали из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Применение аэрографа в надглазурной росписи дало возможность тонировать изделия цветными фонами, на которые затем наклеивались деколи с цветочными орнаментами. Модными были в то время нежные тона: голубой, розовый, сиреневый, желтый.
Возросшая в начале XIX в. потребность в фарфоре, а также изданный в 1806 году "запретительный тариф" на ввоз заграничных изделий в Россию послужили дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности Росcии. В это время один за другим возникает целый ряд частных фарфоровых заводов. Основными производителями фарфора для широкого потребителя в России в конце XIX - начале XX века стал завод "Товарищества братьев Корниловых в Санкт-Петербурге" и заводы "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова", основанного в 1889 году, в которое входили заводы в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках и многие другие (в 1892 году Кузнецовым был куплен завод М.С. Гарднера).
М. Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, выросший в семье потомственных производителей фарфора, значительно увеличил мощность своих заводов и поставлял фарфоровые изделия по всей России, успешно конкурируя с европейскими и восточными заводами. Большую часть в продукции заводов "Товарищества М.С. Кузнецова" занимал так называемый «восточный товар» который выпускался раньше бывшим гарднеровским и гжельским заводами. Кузнецов увеличил ассортимент и намного расширил рынки сбыта. Для восточного рынка продавался и обычный для России ассортимент посуды - чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения: пиалы, блюда для плова, кальяны и многие другие.
Фарфоровый флакон. Деколь. Завод Кузнецова.
|
Многообразие деколирования.
|
Витражи с деколью.
|