Теология
(от греческого theos — Бог и logos — слово; русский вариант — богословие)
Это система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства. Одна из предпосылок теологии — концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма.
В разветвленном и законченном виде — как развитая концептуальная система — теология характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму. Развитие трех названных версий теологии осуществляется во многом параллельно: с одной стороны — опора на канонические тексты, признанные автохтонно сакральными в рамках того или иного вероучения и генетически — так или иначе — восходящие к Библии, с другой — использование при их толковании категориальной традиции античной философии.
Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет «слово божие». Теология авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии.
В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень — философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл теологией ещё Аристотель — синоним «первой философии», или «метафизики»); верхний уровень — не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида теологии получили обозначение «естественной теологии » и «богооткровенной теологии».
Такая структура теологии наиболее характерна для традиционных католических доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический опыт, запечатленный в предании, определяет облик православной теологии: единое «предание» не позволяет ни «естественной теологии», ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская теология иногда тяготела к отказу от понятия «естественной теологии»; в XX в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести теологию из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов.
Богословие и образование.
После начального периода становления университетов в средневековой Европе к XIII—XIV веку типичный университет включал четыре факультета: "младший" и три "старших": юридический, медицинский и богословский. Эта структура сохранялась в течение долгого времени (в некоторых университетах поныне).
В России богословие исторически развивалось в рамках религиозных учебных заведений (духовных семинарий и академий), где преподавалось вместе с рядом прикладных (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась частью университетского образования и на теологических факультетах многих университетов до сих пор остаются практические специализации для подготовки священников. Проект об Учреждении Московского университета, утверждённый Елизаветой Петровной в 1755 году, явно исключал богословие из основной структуры университета. В результате в XVIII веке Московский университет был единственным университетом в мире, в котором не было богословского факультета (кафедра богословия появилась в 1819 году).
Согласно определению, принятому в современной российской системе образования «Теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер».
Теология. Дж. де Бондон.
|
Русское богословие. Н.К. Гаврюшин.
|
Теология. Рафаэль. 1509—1511 г.
|