A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гипербола

Ф.И. Шаляпин (Б.М. Кустодиев) Слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще - преувеличение. Когда нужно показать нечто могучее, сильное, превосходящее обычное, используется гипербола. Так Н.В. Гоголь, указывая на богатырскую силу Тараса Бульбы, пишет: "У крыльца стояли осёдланные кони. Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст". Собираясь в Запорожскую Сечь, Бульба дал сыновьям богатую казацкую одежду, часть которой составляли шаровары "шириною в Чёрное море". Теперь представьте Бульбу весом в 320 килограмм и его сыновей, носивших шаровары, шириною с Чёрное море. Вот что такое гипербола. А теперь обратимся к "Песне о Роланде" — французскому героическому эпосу. Описывая схватку Роланда с могучим мавром Вальдаброном, безымянный автор говорит, что Роланд одним ударом своего меча рассёк не только шлем и голову противника, но и всё тело его до седла, и само седло, и хребет коня, так что "убил и мавра и коня под ним".

Гипербола широко используется и в живописи. Рассмотрим "Портрет Ф.И. Шаляпина" работы Кустодиева. Для Кустодиева Шаляпин — воплощение русского богатырства, духовного и физического. Поэтому Шаляпин нарисован во весь рост и в сопоставлении с веселящимся народом, который изображён на заднем плане картины, выглядит как гигант, великан. Можно было Шаляпина изобразить только на фоне деревьев, домов, и всё равно этот гиперболический образ богатыря сохранился бы, но Кустодиеву понадобилось показать ещё и народ, потому что Шаляпин — плоть от плоти этого народа. Он как бы корнями врос в народную культуру. За спиной Шаляпина изображены сцены народного гуляния с балаганным представлением. А балаган — это народный театр. Он напоминает, во-первых, о том, что Шаляпин — артист, во-вторых, о том, что истоки искусства Шаляпина — в народной культуре и служит оно народу. Художник показывает нам, что Шаляпин — концентрированное выражение духовных сил народа. Шуба Шаляпина распахнута. Это указывает на его горячий и открытый характер, широту его русской души. Вот ещё один образец гиперболы у того же Кустодиева. Творчество Кустодиева вообще проникнуто народным духом, поэтому в своих картинах он особенно охотно использовал гиперболу. Взгляните на его акварель "Купец в шубе": громадный купчина занимает как будто весь город, ему тесно. Это богатырь, хозяин жизни, опора государства.

Гипербола и в картине Кустодиева "Большевик", которого художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: "Флагами небо оклеивай!". Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной "массе", с которой можно делать все, что угодно. Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу. Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.

Купец в шубе (Б.М. Кустодиев, 1920 г.)Великолепный образец гиперболы — "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины из Дрезденской галереи. Святой Себастьян изображён во весь рост на переднем плане картины, и всё вокруг него кажется маленьким и незначительным в сравнении с ним: и красивые здания города, и люди, жители его, погружённые в свои повседневные труды и заботы. Герой не корчится от боли, причиняемой пронзившими его стрелами, молящий взор его обращён к Богу, и в лице едва заметны следы переносимых страданий. Это могучий титан духа. И как было художнику обойтись тут без гиперболы, если он прославляет мученические страдания героя за веру христианскую, противопоставив этот поступок святого Себастьяна будничному поведению остальных персонажей картины. А на то, что это страдания за веру и что подвиг героя не был напрасным, указывает нам обломок античной колонны у его ног — символ побеждённого язычества. Есть в этой картине ещё и мысль о бескорыстии подвига. Обратите внимание на то, что вокруг святого нет сочувствующих и сострадающих ему, но все заняты своими делами, не обращая внимания на него. А ведь легче переносить страдания, когда рядом те, кто могут помочь, утешить, ободрить; когда знаешь, что твои страдания и жертвы оценят, не забудут, почтят. Но истинно добродетельный человек, творя добро, даже не помышляет ни о каком вознаграждении за него. И Христос учит нас творить добро тайно, а значит и бескорыстно, не выставляя напоказ своих добродетелей и не трубя о них.

Гипербола широко используется в произведениях скульптуры. Вообще почти каждое произведение скульптуры, которое мы видим на улицах городов, — это гипербола. Остановитесь у любого памятника великому человеку. Изображённый герой (государь, полководец, писатель и т.п.) намного крупнее, чем обычный человек, да ещё помещён на пьедестал, высоко вознесён над нами. Всё это указывает, что тот, кому установлен памятник, превосходил большинство людей своими талантами, характером, трудолюбием и смог больше их послужить родине и народу. Иногда скульптуру делают столь гиперболичной, что это даже трудно себе представить. Такова, например, огромная по размерам скульптура "Родина-Мать", установленная в Волгограде. Она производит впечатление непомерной мощи, какого-то сказочного величия. И огромные размеры этой скульптуры вполне оправданы: ведь она посвящена не отдельному человеку, пусть и самому гениальному и всеми любимому, а нашей героической Родине, которая в трагические минуты своей истории выдвигала из народной среды несметное количество героев, совершавших невероятные подвиги. Так что огромные размеры Родины-Матери обусловлены её идейным содержанием. Огромность монумента выражает величие страны и народа.

А возьмите знаменитую скульптуру Микеланджело "Давид". Кажется, что этого прекрасного, стройного и мужественного юношу, каким изобразил его скульптор, этого героя, патриота, освободившего от грозного врага свой народ, трудно после Микеланджело представить себе иным, как только пятиметровой высоты мраморным гигантом, готовым к бою, спокойно и твёрдо вышедшим навстречу врагу. Тут без гиперболы, без сильного преувеличения невозможно было добиться впечатления невозмутимой мощи, непобедимой и гордой силы. Вообще трудно вообразить, как без гиперболы передать в искусстве, особенно в живописи и скульптуре, идею великого, могучего, грозного и т.д. — всего того, что намного превосходит наши привычные понятия, представления и возможности.

Большевик (Б.М. Кустодиев)
Большевик. Б.М. Кустодиев.

Святой Себастьян
Святой
Себастьян.
А. Мессина.

Гипербола в архитектуре (А. Гауди)
Гипербола в архитектуре.
А. Гауди.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.