Чеканка
1) Метод получения рельефных рисунков на листовом металле. Выполняется с помощью специального молотка, ударами по чеканам. Подобная чеканка осуществляется по поверхности листа металла, который лежит на специальной эластичной смоляной подложке, по её лицевой стороне. Этот способ – один из наиболее древних разновидностей художественной обработки металла. Чеканка известна с древнейших времен — в технике чеканки делались сосуды (кувшины, братины, лохани, блюда), оклады икон и т.д., украшенные рельефными композициями. Техника чеканки позволяет добиться тончайших нюансов рельефа; широко применяется в ювелирном искусстве. В русском декоративно-прикладном искусстве чеканка занимала видное место, ее центрами с XIV в. были Москва, Ярославль, Великий Устюг. Исполнялись растительные орнаменты, надписи и т.п. В 1960-е г. под влиянием искусства Кавказа стала очень популярна чеканка простого рисунка на медных листах, недорогие изделия приобретали все слои населения, многие увлекались самодеятельной чеканкой.
Инструмент
Рельеф на листовом металле формуют с помощью специальных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но, несмотря на такое большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы боевой части и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники-трубочки и пуансоны.
Расходник напоминает зубильце или отвертку с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с него начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл,
У лощатника почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами. Лощатниками осаживают фон.
По названию чекана-бобошника нетрудно догадаться, что его боек напоминает боб. Бобошником выколачивают углубленный или выпуклый рельеф.
У пурошников боек имеет форму шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.
Канфарник напоминает тонкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру. Для отделки фона применяется также зернильник-трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка. Фон, обработанный трубочкой, имеет зернистую фактуру.
Пуансон — это металлический стержень, на боевой части которого выпилен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т.п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.
Кроме металлических чеканов и молотков, применяются также деревянные, которые изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, граба, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.
Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий плоский (круглый или квадратный) боек, а с другой — шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород, придав ей изогнутую форму с утолщением на конце.
2) Создание рельефных рисунков на поверхности монет, медалей и пр. Осуществляется сильными ударами пунсонов (стальных штемпелей) на прессе или от руки. На пунсонах продавливались надписи и углублённые изображения.
Чеканка – один из древнейших видов обработки металла, применявшийся при изготовлении монет в Древней Греции (VII–V в. до н. э.). Для чеканки монет использовались штемпели из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Искусство изготовления монет и медалей (медальерное искусство) достигло наибольшего расцвета в XIV–XV в.
Монеты из драгоценных металлов продолжают выпускаться многими государствами. Нигде не обязательны к приёму по нарицательной стоимости, в отличие от бумажных денег. Монеты из сплавов меди и никеля продолжают широко выпускаться практически всеми государствами. Обязательны к приёму по нарицательной стоимости.
3) Обработка поверхности скульптурных, а также художественных литых изделий при выходе из формы – разглаживание швов, неровностей, отделка деталей.
4) Отделочная технологическая операция при производстве и ремонте металлических изделий (иногда называемая калибровкой), осуществляемая путём их обжатия в целях получения чистой поверхности и точных размеров, а также для устранения поверхностных трещин или зазоров между деталями изделия в сборе.
5) Чеканка у растений — удаление верхушек побегов или верхних побегов у сельскохозяйственных растений; агротехнический приём для улучшения плодообразования и ускорения созревания урожая. После чеканки прекращается рост побегов, происходит усиленный приток питательных веществ к формирующимся завязям, что уменьшает их опадение и создаёт лучшие условия для развития плодов. Применяют чеканку для хлопчатника, винограда и других культур.
Архангел Михаил. Чеканка. Около 1000 г. Византия.
|
Серебряный поднос. Мельхиор, серебро, чеканка.
|
Оплетка стаканчика. Бронза, золочение. Литье, чеканка. XIX в.
|