Кипренский Орест Адамович
(13 марта 1782 г. — 5 октября 1836 г.)
Портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо появлявшихся в России. Родился на мызе Нежинской (ныне в Ленинградской области) 13 марта 1782 г. Был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Крещен был в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский".
Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Дьяконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Императорской Академии Художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А.С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий.
В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена.
После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее Академии Художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, на счет императрицы Елизаветы Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников.
Возвратился в Санкт-Петербург в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи. В начале 1836 г. он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на Фалькуччи. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой и жестоко пил, другие об этом умалчивают. Все равно жизнь его подошла к концу: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыре месяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся.
Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством.
Первый же портрет – приемного отца А.К. Швальбе (1804 г., Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным «рембрандтовским» колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Среди лучших его произведений – портрет мальчика А.А. Челищева (ок. 1810–1811 г.), парные изображения супругов Ф.В. и Е.П. Ростопчиных (1809 г.), В.С. и Д.Н. Хвостовых (1814 г.; все в Третьяковской галерее).
Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808 г., Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н. Батюшкова (1815 г., рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург), В.А. Жуковского (1816 г.) и А.С. Пушкина (1827 г.; оба портрета в Третьяковской галерее).
Что же касается его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "Тибуртинскую Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов, собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.
Портрет Н.В. Кочубей. О.А. Кипренский.
|
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке. О.А. Кипренский.
|
Портрет С.С. Щербатовой. О.А. Кипренский.
|