Крылов Иван Андреевич
(2 февраля 1769 г., Москва — 21 ноября 1844 г., Санкт-Петербург)
Русский поэт, баснописец, писатель, драматург. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, ещё подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург (1782 г.), был мелким чиновником в Казённой палате. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков.
В 14 лет написал комическую оперу "Кофейница" (1782 г.), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786-1788 г. созданы комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей", "Проказники", высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия "Филомела", направленная против деспотизма. С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 г. в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.
В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
В журналистской деятельности, а также в повести "Каиб" (1792 г.) и других прозаических произведениях Крылов выступил как продолжатель просветительной сатиры Н.И. Новикова. Смелая сатира Крылова вызвала недовольство Екатерины II - писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции. В 1799-1800 г. написана злая антиправительственная "шуто-трагедия" "Трумф" ("Подщипа"), которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 году Крылов смог вернуться в Петербург. В 1806-1807 г. написал комедии "Модная лавка" и "Урок дочкам", высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1809 году вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца. К этому времени относится и сближение Крылова с А.Н. Олениным. Он вошел в Оленинский кружок, в котором обрел самых верных друзей и почитателей.
1805—1809 годы — самые плодотворные в творчестве Крылова-драматурга. На столичной сцене одна за другой ставятся его пьесы: «Пирог», «Модная лавка», волшебная опера «Илья Богатырь», комедия «Урок дочкам». Это был триумф Крылова-драматурга, на фоне которого весьма скромно выглядела публикация трех его переводов басен Лафонтена, появившаяся в 1806 г. в январском выпуске «Московского зрителя». Но именно эта публикация положила начало триумфа Крылова-баснописца.
Пьесы Крылова (особенно «Модная лавка») и в дальнейшем десятилетиями не сходили со сцены, принадлежа к классическим образцам русской драматургии XIX в. Но в 1808 г. «Драматический вестник» публикует 17 басен Крылова, а в 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, которые и определят всю его дальнейшую судьбу. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до единой оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Федоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 58 басен, тогда как на первые двенадцать - 140. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.
В декабре 1811 г. выходят «Новые басни Ивана Крылова». Его избирают в члены Российской академии. После смерти гр. А.С. Строганова, являющегося одновременно президентом Императорской академии художеств и директором Императорской публичной библиотеки, император назначает на эти высокие должности Оленина. В январе 1812 Оленин приглашает Крылова на должность помощника библиотекаря. Крылов служил на этой должности до 1841 г.
Басни Крылова стали, как сказал Н.В. Гоголь, "... книгой мудрости самого народа". Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. Басни Крылова выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии ("Волки и овцы", "Мор зверей", "Рыбьи пляски" и многие другие). Правда, в таких баснях, как "Конь и Всадник", "Колос", содержавших оправдание смирения перед власть имущими, сказалась непоследовательность политических взглядов Крылова, но главным, непреходящим в его творчестве остаётся глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества (басни "Крестьяне и Река", "Листы и корни" и другие). Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 г. ("Ворона и Курица", "Волк на псарне", "Раздел" и другие). Язык басен Крылова явился примером для А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других писателей. Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В.И. Ленин. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.
21 ноября 1844 г. в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге.
|
Портрет И.А. Крылова. К.П. Брюллов.
|
И.А. Крылов. Почтовая марка СССР.
|