Гондола
(от латинского konkula - лодочка)
Традиционная венецианская гребная лодка. Венецианская гондола — замечательный символ легендарного города на воде. Больше нигде в мире такая достопримечательность не встречается. Но существует предположение, будто это судно появилось на свет вовсе не в Венеции. Оно основывается на происхождении самого слова «гондола» от латинского konkula («лодочка») и сходстве ее формы с римской лодкой IV в., называвшейся fundula. В 1904 г. правитель Венеции дож Вито Фальер пожаловал некоторым жителям лагуны, по берегам которой располагался город, грамоту или хартию на право строить «гондулы» (gondula). С того далекого времени и до наших дней конструкция лодки менялась и улучшалась. История гондолы удивительна и интересна. Сам город Венеция возник из сельских общинных поселений, разбросанных по обширной территории лагуны при впадении небольшой реки в залив Адриатического моря. С годами народу в общинах прибавилось, росла сеть каналов, по которым сообщались между собой люди. Образовался настоящий водный лабиринт. Архитектор Ле Корбюзье как-то сравнил его с сердечно-сосудистой системой человека. Сложилась очень специфическая городская среда, где для сообщений между районами и участками территории был возможен только водный транспорт. Лучше всех судов к здешним условиям подошла гондола — легкая на ходу, поворотливая, быстрая и вместительная лодка. А изяществом линий и маневренностью она не уступала даже яхтам высокого класса. В хартии упоминавшегося выше венецианского дожа было оговорено требование строить гондолы только плоскодонными. Ведь они предназначались для плавания по протокам и каналам лагуны, которые и до сих пор остаются довольно мелкими.
Самый ранний из дошедших до нашего времени чертежей гондолы был выполнен в 1555 г. на верфи Арсенала. Из чертежа видно, что почти за пятьсот лет своего существования (за дату начала строительства берется 1094 г.) лодка приобрела вытянутую форму. Постепенно складывалась тенденция строить гондолы все более узкими и длинными. Современные гондолы имеют в длину около 11 м, а ширину в 7,7 раза меньше, то есть — около 1,4 м. Первоначально место гондольера, управлявшего лодкой, находилось в центре. Для того чтобы разместить в лодке побольше пассажиров, «рабочее место» гондольера перенесли назад, на корму.
Странно видеть лодку, стоящую на приколе между двумя сваями — она кренится на правый борт, то есть, как бы не уравновешена. Дело в том, что в шестнадцатом веке, после падения Венецианской республики и разорения богатых ее семейств, вместо двух гребцов на гондолы стали нанимать одного — чтобы меньше платить. И вот получалось, что гондольер, управляя лодкой, наклонял ее на левый борт. Для придания равновесия судну, правый борт утяжеляли. Когда в стоящей у причала лодке гребца нет, она наклонена вправо. Когда же он возвращается в лодку, равновесие восстанавливается.
Все же управление гондолой требовало улучшения. Гребец действует веслом только справа, и чтобы при движении лодка не отклонялась влево, в воде он описывает веслом фигуру вроде латинской буквы «J». Такой маневр существенно снижал скорость гондолы. В XIX веке додумались изменить корпус лодки так, что левый борт почти на полметра дальше, чем правый, отстоял от ее продольной оси, или, как говорят корабелы, от диаметральной плоскости. Иначе говоря, гондола стала «однобокой». И все же, несмотря на рассмотренные изменения конструкции, гондола очень изящна и красива, к тому же, удобна. Удивительная лодка гондола, управляемая умелым гондольером, да еще и при полной нагрузке (до 1200 кг!), может идти со скоростью в три узла, то есть около 4 км/час. Примечательно следующее: специалисты утверждают, что соотношение между скоростью и затраченной на движение энергией делает современную гондолу самым рентабельным судном в мире.
При всех технических качествах и достоинствах гондолы, имидж ее все же определяет тот, кто управляет ею — гондольер. Одна из исторических хроник 1493 года сообщает, что первыми гондольерами были черные рабы, принадлежавшие богатым венецианским семьям. Со временем образовалась корпорация гондольеров. Эти люди гордились своей профессией. В конце XV века в Венеции было от 15 до 29 тысяч гондольеров. Вместе со своими семьями они составляли по численности четверть населения города. Сегодня же гондольеров в Венеции не более 400 человек.
Гондольеры разговаривают на своем особом языке — варианте венецианского диалекта с примесью итальянских, испанских и даже арабских слов. Так термины, обозначающие размеры гондолы и 280 деревянных частей ее конструкции, а также всевозможные инструменты и приемы, используемые при строительстве, совсем непонятны большинству итальянцев и даже тем профессионалам-корабелам, кто не проживает в Венеции. Опытный же гондольер легко может читать и понимать надписи на старых чертежах гондолы, скажем, 1555 г.
В праздники и торжественные события (например, по случаю посещения знатных иностранных гостей) в Венеции обязательно устраивались состязания гондольеров не только на скорость, но и на лучшее убранство судна. Например, в 1682 г. посол Франции проследовал перед толпами венецианцев в гондоле в стиле барокко, представлявшей собой как бы его визитную карточку. «Вся гондола была украшена золоченой резьбой... По четырем углам возвышались аллегорические статуи, олицетворяющие добродетели посла и т.д.». Таково описание события в одной из хроник того времени. Гондольеры всегда охотно выступали в регатах (это слово — венецианского происхождения), где могли показать свои ловкость, силу и профессиональное мастерство. В истории Венеции был долгий период, когда прекратили устраивать регаты. Но в 1976 г. традицию восстановили. Теперь ежегодно сотни профессиональных гондольеров и любителей участвуют в трудном морском марафоне на дистанцию 32 км. Однако, гондола в наше время потеряла свое значение как городское транспортное средство, ей оставлена чисто декоративная роль: развлекать туристов.
Гoндола в Веницианском канале. Б. Ноэль.
|
Гондола. Клод Моне.
|
Гондолы. Д. Сингер.
|