A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Голубая роза


(от названия одноименной выставки)

Портрет Н.А. Кравченко (А. Фонвизин, 1950-е г.)Группа русских художников, получившая свое имя от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве под эгидой журнала «Золотое руно» и его издателя, мецената Н.П. Рябушинского. Впервые значительная часть этих мастеров заявила о себе на выставке «Голубая роза» (Саратов, 1904 г.), прошедшей при участии В.Э. Борисова-Мусатова и М.А. Врубеля. Последние сыграли знаковую, вдохновляющую роль в творчестве всех «голуборозовцев». В этот круг (бывший не уставным объединением, а именно неформальным кружком) вошли П.И. Бромирский, Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, братья Н.Д. и В.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, Н.П. Феофилактов, А.В. Фонвизин и др. (в том числе сам Рябушинский, который был художником-любителем). Поэтика символизма, влечение к романтически-оккультным темам (само название кружка восходит к мотиву таинственного «голубого цветка» у Новалиса) претворялось в феерические образы-видения, написанные в зыбких и переливчатых красочных гаммах. Скульптура (Бромирского и Матвеева) по-своему развивала приемы импрессионизма, переводя их в мир лирических фантазий. Этот камерный, рассчитанный на тихое созерцание стиль «часовни для немногих» (как назвал выставку критик С.К. Маковский) по духу ближе всего к искусству французских «наби».

В истории русского символизма отмечаются так называемые "две волны". "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М. Врубель), другие - к древней истории (Н. Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М. Нестеров), многие пришли к театру (А. Головин). Но все они стремились создать свой новый мир по законам высокого искусства. В поисках единого большого стиля, основанного на синтезе всех видов творчества (в России этот общеевропейский стиль именовался "модерн"), живописцы проявляли себя как архитекторы и скульпторы, работали в качестве мастеров прикладного искусства, театральных декораторов, художников книги. Экспозиция позволяет наиболее полно выявить разные творческие индивидуальности художников и показать, сколь широки и многообразны были интересы "старших" символистов. Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В. Борисов-Мусатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голубая Роза".

Карнавал в Испании (А.А. Арапов, 1911 г.)В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эстетической системы, характер художественного направления. Переориентация изобразительного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.

Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907 г.) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров. Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Две из трех выставочных экспозиций под названием "Золотое Руно", организованных одноименным журналом - печатным органом "Голубой Розы", были совместными русско-французскими. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голуборозовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности.

Фонтан (П.И. Бромирский, 1910 г.)Способность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в реальной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к истинной реальности, привели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. Излюбленное сочетание цветовых тонов, заключенное в формуле "золото в лазури", зазвучало теперь много звонче, ярче, радостнее, не приобретая при этом качества предметности. Идеалистически восторженное представление о всемогуществе искусства должно было когда-то привести художников-символистов к драматическому столкновению с жизнью.

По мере развития символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включалась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников исполненной драматизма жизни-балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации красного, желтого и оранжевого.

Позднее многие из мастеров «круга «Голубой розы»» активно включились в официальную советскую художественную жизнь (подобно Крымову, Кузнецову, Матвееву или Сарьяну), иные же (подобно братьям Милиоти, Судейкину или Феофилактову) ушли в эстетическое «подполье», показывая свои новые вещи лишь узкому кругу друзей, либо покинули страну. Но для всех – независимо от различия творческих манер и социального статуса – главным всегда оставался внутренний, символический слой искусства, проступающий за внешней натурной видимостью, стойкий привкус поэтической тайны, витающей в «иных мирах». Ретроспективы «Голубой розы» состоялись в Москве в Третьяковской галерее (1925 г.) и Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1999 г.).


Сон (П.С. Уткин)
Сон. П.С. Уткин.

Цветы (П.В. Кузнецов)
Цветы.
П.В. Кузнецов.

Карусель (Н.Н. Сапунов)
Карусель. Н.Н. Сапунов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.