A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гирих


(от персидского - узел)

Гирих с текстом В мусульманском искусстве Среднего Востока сложный геометрический орнамент. Орнамент, как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.

Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих - это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Схема гирихаВажная часть узора - каллиграфическое письмо – это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими – закругления более позднего скорописного письма – насх. Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды. Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке – ислими и насх. Внутренний орнамент не стремился к удаленности и некой суровости, он должен был не только приближать человека к богобоязненности, но и объединять людей между собой. Милосердие и суровость диалектически соседствуют здесь.

"Строгий" орнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него. Оригинален орнамент верхней части колонн внутреннего дворика мечети Пророка в Медине.

Гирих в ташкентском домеНа крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых и темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему. Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.

Арабская надпись "Аллах" включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова. Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры). В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.

Ковер и Ислам - понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами. Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.

Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

Орнамент гирих в интерьере
Орнамент гирих в интерьере.

Орнамент гирих
Орнамент гирих.

Панно Звезда (гирих)
Панно "Звезда". Гирих.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.