Греческий стиль
Устаревшее название византийского искусства и традиционной древнерусской иконописи, противопоставляемых западноевропейскому искусству - католическим алтарным картинам Итальянского Возрождения, а также новациям в русском искусстве XVII в. Во второй половине XVIII в. «греческим стилем», или стилем «неогрек», называли европейский Неоклассицизм. В XIX столетии термином «греческий стиль» именовали также стиль «неогрек», в России - «русско-византийский» стиль.
Неогрек — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века. У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек», стояли француз Анри Лабруст (1801—1875 г.) и немец Лео фон Кленце (1784—1864 г.).
Оба архитектора, принадлежавшие к разным поколениям, начали профессиональную деятельность уже после падения наполеоновской империи, давшей имя стилю ампир, когда в архитектуре доминировала ранняя эклектика. Их последователь, шотландец Александр Томпсон (1817—1875 г.), воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (по-английски Alexander «Greek» Thompson). Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны — железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями (необарокко, неоренессанс, в России — «русский стиль» К.А. Тона и т.д.).
1830-е годы в Европе — расцвет историзма. Этот стиль, как уже было сказано, применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. В 1838 были опубликованы проекты церквей, выполненных К.А. Тоном в “русско-византийском стиле”. Им построены, например, Храм Христа Спасителя а Москве (1837-1883 г.) и Большой Кремлевский дворец (1839-1849 г.). Одобренные Николаем I, они стали обязательными образцами.
В русско-византийском стиле использовались архитектурные формы русских средневековых храмов и церквей. План храма был в виде греческого креста, на четыре колонны опирался большой центральный купол со световым барабаном и главкой; на углах здания устанавливали колокольни с маленькими куполами и главками. Такой прием соответствовал требованиям Синода к культовым сооружениям. Типичными чертами этого стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма): исчезновение портиков и других классических форм с фасадов, употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.), нарочитая массивность и весомость архитектурных форм; более измельченный характер обработки фасадов.
В Оренбурге уцелело лишь несколько зданий этого стиля. Одно из них, построенное в 1884 году для духовной семинарии, до недавнего времени занимало Оренбургское высшее военно-авиационное училище (Челюскинцев, 19). До наших дней дошло практически в первозданном виде. Для здания характерны полуциркульные арки и арочные проемы (а также лучковые арки и арочные проемы), килевидные закомары в венчающей части (когда-то оканчивались изящной золотой главной), массивными полуколоннами и прочими типичными для “русско-византийского стиля” элементами.
Прекрасным образцом “русско-византийского стиля” был Казанский Кафедральный собор, построенный по проекту академика архитектуры А.А. Ященко в 1886-1895 годы. Собор был задуман и построен как грандиозный храм-памятник воинской славы. Для его строительства был организован всенародный сбор средств. По размерам и архитектуре оренбургский Кафедральный собор был одним из лучших в России, имел 42 метра в ширину, 47 метров в длину, 54 метра в высоту. Имел основной купол, три полукупола, главную колокольню и четыре дополнительных колокольни вокруг основной главы. В соборе был главный алтарь и два придела в честь Николая Мирликийского-чудотворца и Сергия Радонежского. Запрестольные и местночтимые иконы были исполнены в мастерской профессора живописи В.Е. Маковского. Оренбургский кафедральный собор простоял 37 лет и был снесен в 1932 году.
Храм Христа Спасителя. Русско-византийский стиль.
|
Здание в стиле неогрек.
|
Церковь русско-византийского стиля.
|