A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Амфора


(от греческого amphora - сосуд с двумя ручками)

Греческая амфора Античный сосуд из глины или бронзы, напоминающий вазу, различной формы, с двумя вертикальными ручками и маленьким основанием или заостренным концом; служил для хранения вина, растительного масла и т.п., играя важную роль в повседневной жизни. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Был распространен у греков и римлян. Часто изображался на античных монетах, главным образом греческие амфоры использовались, кроме того, как приз (например, на панафинских играх в Афинах) и как урна для голосования, что также нашло отражение на греческих монетах.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед) применялись для измерения жидкостей.

Иногда амфоры являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием, Амасисом, Андокидом, Дурисом, Полигнотом и другими мастерами. Амфоры изготовлялись и в средние века (в частности, в Киевской Руси 10—12 в.).

Обыкновенно амфоры были глиняными, изготовленными на гончарном станке, реже из стекла или желтого мрамора (оникса), иногда с носком для выливания, иногда с ножкой внизу, а иногда с заостренным дном. Амфоры служили для хранения не только вина, но также оливкового масла, меда и т.д, даже золота. Перебродившее в бочках вино разливалось в амфоры и ставилось до употребления в кладовые; амфоры крепко закупоривались пробками или заливались еще гипсом, глиной, смолой. На самих сосудах или на особых этикетах означались год и сорт вина.

Производство амфор.

Работа на гончарном круге Амфоры изготавливали в греческом мире сотнями тысяч ежегодно в каждом центре производства. Естественно, производство их размещали вблизи сырьевой базы, каковой служили выходы глин. Даже при тщательном перемешивании глина все-таки имеет неоднородную консистенцию. Однако амфоры Родоса III - II веков до н.э. изготовлены из великолепной глины, близкой по качеству к сырью для производства современного фаянса. Глину определенным образом обрабатывали: отмучивали и добавляли примеси.

Для массового производства керамики в глину добавляли специальные примеси, так называемые "отощители". Добавление отощителей позволяло добиться равномерного нагрева и остывания заготовок, что повышало прочность керамики. Иногда тарные амфоры орнаментировали: наносили краской цветные полосы иногда по венчику и ручкам, иногда - по корпусу и горлу.

После подготовки глины гончары приступали к изготовлению сосудов. Не все знают, что амфоры имели заостренную ножку и конусовидный или слегка округленный корпус. Смысл этой формы - удобная укладка в трюмы судов, где амфоры располагали "веером", впритык друг к другу. Именно такая форма позволяли оптимально использовать конструкцию "круглых" кораблей. Амфоры грузили в несколько слоев. И постепенное (в течение веков) изменение их контуров в сторону строгой конусовидности свидетельствует о стремлении торговцев и судовладельцев к наиболее плотной загрузке кораблей.

Чернофигурная амфора (Андокид) Как показывают современные исследования, амфоры были сборными. Собирали илх из трех-четырех частей, в зависимости от размера амфоры. Основные детали – горло, верхняя и нижняя части корпуса, ну и, разумеется, ручки. На нижней части оставлялся желобок, на верхней - валик, поэтому их было легко достаточно точно стыковать друг с другом. Стыки замазывали глиной, после чего они становились совершенно незаметны с внешней стороны. Но в таком виде амфоры очень плохо держали жидкие продукты. Чтобы улучшить их качества, амфоры сверху покрывали слоем жидкой глины, а с внутренней обязательно смолили, чаше всего смолой пинки, итальянской сосны. Как правило, для изготовления амфор использовали гончарные круги с ручным приводом. Собственно описаний гончарного производства эллины нам не оставили - это было для них столь обыденно, что не стоило описаний.

Амфоры обжигали в специальных горнах-печах, состоящих из двух частей: топки и обжигательной камеры с полукруглым сводом. Их разделяла перегородка с отверстиями, называемыми продухами. Иногда использовали меха для подачи воздуха. Помимо всего прочего, греки знали как окислительный обжиг, который придавал керамике ярко-красный цвет, так и восстановительный, в результате которого глиняные изделия обретали серые тона. Центры производства амфор однозначно и определяют, когда удается найти остатки именно керамических печей для обжига.

Для VIII века н.э. можно говорить о существовании широкого амфорного производства в Крыму, недалеко от Судака, и разумеется, в Херсонесе. Известны амфоры трех разновидностей. Это, в первую очередь, амфоры для хранения — огромные сосуды объемом до ста литров, близкие по назначению к пифосам. (Пифосы — большие сосуды, в которых бродило вино; затем его переливали в амфоры. В пифосе - а не в бочке, как принято считать - жил и философ Диоген). Такие амфоры как правло, не перевозили в кораблях, а просто закапывали в землю и заполняли чаше всего зерном. Существовали также столовые амфоры, которые, по сути представляли собой двуручные кувшины. Основную же массу составляли транспортные амфоры объемом от 40 до 200 литров.

Чернофигурная амфора
Черфногурная
амфора.

Древняя амфора
Древняя амфора найденная вблизи
острова Змеиный.

Серебрянная амфора
Серебрянная
амфора
из кургана
Чертомлык.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.