A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Фаянс


(по-французски faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс)

Кузнецовский фаянс Керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и т.д.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).

Изделия, подобные фаянсу, изготавливались уже в Древнем Египте. Различные виды фаянса производили с 4 – 5 веков в Китае (в VII—XIII в. — с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позже, в 11 – 13 веках – в Корее, в Японии с 16 века стали знамениты фаянсовые изделия завода Сацума. В странах ислама с XII в. был распространён кашин – мелкопористая, белая фарфоровидная масса, которую изобрели в 10 – 11 или 11 – 12 веках в Иране. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравировкой и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе, Мешеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особенно знаменит стал иранский фаянс с росписью люстром по кремовой опаковой глазури – конец 11 – начало 14 века и минаи – изделия с росписью цветными эмалями – 12 – 13 век (центры — Рей, Кашан, Горган и т.д.), а также сефевидский фаянс с многоцветной люстровой или кобальтовой росписью – 16 – 17 век (Исфахан, Керман и другие).

В Европе человеком, открывшим и впервые применившим оловяную, непрозрачную, глухую, молочно-белую глазурь, считают Луку делла Робиа (XV в.), известного флорентийского скульптора-керамиста. Само слово "фаянс" — от итальянского города Фаенца, прославившего себя фаянсовым производством. Вероятнее всего, что это искусство пришло туда вместе с арабами — через Испанию, где делали прекрасную испано-мавританскую глазурованную керамику. На Болеарских островах тоже занимались производством эмалированных глиняных изделий, и, по всей вероятности слово "майолика", также употребляемое для обозначения итальянских художественных фаянсов, обязано своим происхождением названию одного из этих островов — Майорка.

Дед Мазай и зайцы (А.Г. Сотников, фаянс, 1970 г.) Гениальным мастером тонкой глазурованной керамики стал в XVI в. французский скульптор Бернар Паллиси. Простой горшечник, он стал геологом и агрономом, физиком и химиком, садовым архитектором и писателем, живописцем по стеклу. Во Франции тогда не умели делать фаянс и эмаль. Палисси решил открыть секрет их изготовления. Он нашел способ изготовления разноцветных полив, прозрачных, очень красивых, хорошего качества и стал делать блюда и тарелки овальной формы, неглубокие, с прямыми широкими краями. Гармония красок, удивительная полива мастерски изображали природу. Сам Палисси назвал свой фаянс "сельской глиной".

Широкому использованию фаянса Франция обязана "королю-солнцу" Людовику XIV. Опустошив казну бесконечными войнами, он в целях экономии запретил использование серебряной посуды. В 1700 г. король заменил свой столовый золотой прибор фаянсовым. В лавках начали раскупать фаянс, он сделался модным, что послужило толчком для его производства во Франции. Центрами керамики стали города Руан, Невер. В Руане делали фаянс синий и красный — секрет норманских керамистов — и блюда ярко-желтые, с почти черными тонкими арабесками.

В России производство фаянса впервые было налажено в 1709 г.; в 1809 г. изделия из фаянса выпускались в селе Домкино, с 1839 г. — в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне Конаковский завод). Из фаянса изготовляют хозяйственную посуду, художественно-декоративные и санитарно-технические изделия, облицовочные плитки (глазуры) и т.д. В XIX в. фаянс стал самой употребительной керамической посудой. Современные заводы выпускают полевошпатовый твердый фаянс с очень стойкой глазурью. На две трети или наполовину он состоит из глинистых веществ; обычно десятая часть в нем — полевой шпат, остальное — кварц. Это самый крепкий фаянс. Старинный фаянс более мягкий, он больше чем на три четверти состоит из глины и не очень стоек в термическом отношении. "Тело" фаянса — это в основном пластичные глины (бело- или светложгущиеся) и каолин — рыхлая, мягкая глинистая белая порода. Крупные залежи каолина есть на Украине: это известные месторождения Белая Балка, Глуховецкое, Просяновское.

Графин Петух (фаянс)
Графин "Петух".
Фаянс.

Донской фаянс
Донской фаянс.

Колокольчик (Семикаракорский фаянс)
Колокольчик.
Семикаракорский фаянс.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.