A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Высший художественно-технический институт


(ВХУТЕИН)

Плакат ВХУТЕИН в Москве 1) Учебное заведение, созданное в Петрограде в 1922 г. на базе Академии художеств и существовавшее до 1930 г. На базе ленинградского ВХУТЕИНа слиянием живописных и скульптурных факультетов московского ВХУТЕИНа и ленинградского ВХУТЕИНа, в 1930 г. был организован Институт пролетарских изобразительных искусств, в 1932 г. преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

2) Учебное заведение в Москве, созданное в 1926 г. в результате преобразования ВХУТЕМАСа. В основном ВХУТЕИН сохранил его структуру, коллектив преподавателей и педагогические принципы. В период 4-летнего существования ВХУТЕИНа его педагогическая система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиционным методам обучения, ориентированным главным образом на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе института уделялось подготовке художников-конструкторов. Методы социальной и художественной теории, господствовавшие во ВХУТЕМАСе, со временем сменялись практической работой в мастерских и подготовкой мастеров станкового искусстваживописи, скульптуры, графики.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922-1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять - создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом "Баухауза", по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ. Руководители ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Возглавлявший металлофакультет А. Родченко писал: "Поставил перед собой задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подготовленного". Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров. Для реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания - от архитектурных макетов до костюма.

Здание ВХУТЕИНа (Мясницкая улица)При ВХУТЕИНе работали и научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительно научно обоснованного преподавания и исследования природы художественных дисциплин. Целый отряд архитекторов, искусствоведов и художников поставил перед собой цель - слияние своего искусства с новой жизнью, видел целью развитие искусства, вхождение его в промышленное производство, в "делание вещей". Их называли "производственниками". Здесь преподавали А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Татлин, и др. Наиболее успешная деятельность в 1923-1926 г. при ректоре-художнике-графике Владимире Фаворском (1886-1964 г.). Активное движение художников - "производственников", обоснование концепции конструктивизма (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др.) и супрематизма - художника авангардиста Казимира Малевича (1878-1935 г.); работы идеолога пролеткульта и производственного искусства Б.И. Арватова (1896-1940 г.) и других.

Особого внимания заслуживает работа в рекламе В. Маяковского и А. Родченко и др. "реклам-конструкторов". Несмотря на искреннее желание включиться в производственную жизнь и принести народу конкретную пользу, они стояли очень далеко от реальных задач производства того времени. Реальные задачи 1919-1920 годов казались им крайне мелкими, их влекли довольно туманно осознаваемые ими идеалы будущего коммунистического общества, общества всеобщего братства. Они считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на ее развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру всемирной коммуны. Одними из наиболее интересных представителей этого нового течения в искусстве были В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова.

В 1930 г. московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него на базе архитектурного факультета московского ВХУТЕИНа и архитектурного отделения строительного факультета Московского высшего технического училища был создан в 1930 г. Высший архитектурно-строительный институт (с 1933 г. - Московский архитектурный институт) и Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В.И. Сурикова).

Двор ВХУТЕИНа
Двор ВХУТЕИНа.

Натюрморт с бутылкой (Л.А. Жолткевич, 1923 г.)
Натюрморт с бутылкой.
Л.А. Жолткевич. 1923 г.

В. Маяковский (фото А. Родченко, 1924 г.)
В. Маяковский. Фото
А. Родченко. 1924 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.