Septem miraculumi mundus (Семь чудес света)
Список «семи чудес света» приводит в сочинении по механике Филон Византийский из Александрии (ок. 250 г. до н. э.), где он пытается объяснить технологию создания колоссальных сооружений. Из семи чудес «первого списка» сохранилось только одно — гигантские пирамиды в Гизе. Этот факт объясняется их идеальной конструкцией: абсолютной симметрией и пропорциями, связанными с законами земного тяготения и силами космоса. В эзотерической философии семь творений человеческих рук связали с силами «духов семи планет».
Колосс Родосский с факелом в руках (по мифической реконструкции) и в короне из солнечных лучей изображает Гелиоса — «Солнечного человека». Артемида — лунная богиня, и поэтому храм Артемиды в Эфесе посвящался Луне и был разрушен темными силами в лице Герострата. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия посвящена духу планеты Юпитер (в римской мифологии греческому Зевсу соответствует Юпитер). Александрийский (Фаросский) маяк — самый высокий, поэтому он соответствует самой дальней планете — Сатурну (Э. Леви вместо маяка в этом случае называет храм Соломона в Иерусалиме).
Галикарнасский Мавзолей связывали с силами красной планеты — Марса. «Висячие сады Семирамиды» в Вавилоне посвящали богине Венере. Египетские пирамиды — символ древней мудрости и сокрытых тайн — являются символом Гермеса, бога письменности и тайных знаний (у римлян — Меркурия). Римляне добавляли к семи чудесам Колизей и Капитолийский храм, византийцы — храм Софии в Константинополе. Христианские писатели стремились заменить памятники язычества христианскими святынями. Так, один из Отцов Церкви, Григорий Богослов (329 - 390), причисляет к «чудесам света» храмы (не определяя их конкретно).
Григорий Турский (ок. 540—594) добавляет Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме. В Средневековье, в X—XII вв. появлялись фантастические описания чудес, которые можно отнести к литературному жанру воображаемой архитектуры. Согласно таким описаниям, Александрийский маяк в Фаросе стоит на четырех стеклянных колоннах, которые на «двадцать шагов уходят в морскую пучину... каким образом это сделано, никто же знает...» Железная конная статуя Беллерофонта в Смирне (город на западном побережье Малой Азии) «висит в воздухе, но не на цепях и не опирается ни на какую опору, а стоят над ней в виде арки большие камни; она испытывает притяжение с разных сторон и находится в рассчитанном равновесии...»
Театр в Гераклее сделан из одной мраморной глыбы и «висит в воздухе, поддерживаемый семью колоннами». Особенно примечательно описание храма Артемиды в Эфесе, созданное согласно зарождающимся идеалам готического стиля: «На четырех колоннах покоятся пяты арок, затем, все выше и выше, над четырьмя арками уложены камни...
Над четырьмя — восемь колонн и восемь арок, затем в третьем ярусе уложены все более высоко расположенные камни, уравнове-шивающие друг друга по четырем сторонам сооружения. Поверх восьми поставлено шестнадцать, поверх шестнадцати — тридцать две колонны, это — четвертый ярус. В пятом ярусе шестьдесят четыре колонны и арки, а поверх шестидесяти четырех — сто двадцать восемь колонн заканчивают столь удивительное здание».
“Мавзолей в Галикарнассе “. Чудо света.
|
8-е чудо света. “Храм Артемиды“.
|
3-е Чудо света “Александрийский маяк“.
|