Нонфигуративное искусство
(по-английски nonfigurative art, буквально - "неизобразительное искусство")
Одно из распространённых в западноевропейском и американском искусствознании обозначений абстрактного искусства. Это течение в искусстве многих стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа нонфигуративного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства».
Практика же нонфигуративного искусства сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т.д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «Нонфигуративное искусство» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям нонфигуративного искусства чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.
Нонфигуративное искусство возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и других; в 1910—1913 г. первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К.С. Малевич, «лучисты» М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А.П. Архипенко, румын К. Брынкуши и другие обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры.
Основоположники нонфигуративного искусства опирались, как правило, на мистические идеи: так, Кандинский, Мондриан, Купка исходили из теософской доктрины. Их метод отвлеченных построений определялся намерением выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явления ми видимого мира. Первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем, Мондрианом как живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, как отношения между элементами универсума. Иной характер имеет теория Делоне, в которой решительно отвергается идеалистическая метафизика, а задача абстрактной живописи ограничивается исследованием свойств самого живописного языка, прежде всего динамических качеств цвета.
С момента возникновения нонфигуративного искусства в нем определяются две линии: геометрической абстракции, основанной преимущественно на правильных, четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан, отчасти Делоне), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Это формальное различие отражает различие в мировосприятии художников и их идейно-художественных программах. Композиции геометрического абстракционизма, построенные из ограниченного набора правильных форм и основных цветов, представляют устойчивые «субстанциональные» состояния. Абстракции Кандинского и его последователей, наполненные плывущими, пульсирующими, взаимопроникающими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, напротив, сосредоточивают внимание на динамических процессах.
После 1-й мировой войны 1914—1918 годов тенденции нонфигуративного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма; вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы Стиль" и "Баухауза"). Несколько групп нонфигуративного искусства («Конкретное искусство», 1930 г.; "Круг и квадрат", 1930 г.; "Абстракция и творчество", 1931 г.), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 1930-х г., главным образом во Франции. Большая группа советских художников 1920-х г., видя несоответствие программ нонфигуративного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л.С. Попова).
Однако широкого распространения нонфигуративное искусство в то время не получило, и к середине 1930-х г. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939—1945 г. в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и другие), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества.
В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В 1960-х г. как один из вариантов нонфигуративного искусства развивался поп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями.
Пространственная конструкция. А. Певзнер. 1961 г.
|
Восток. В.В. Кандинский. 1913 г.
|
Окна. Р. Делоне.
|