Ганч
Вяжущий материал, который изготавливается из камневидной породы путем обжига и содержит глину и гипс. Используется с первых веков нашей эры в качестве материала для декора, скульптуры и штукатурки.
Самобытно и разнообразно искусство средней азии. Нет, пожалуй, самого простого и примелькавшегося материала, который не был бы включен в сферу творческих исканий народных мастеров. Возможно, и по сей день среднеазиатская разновидность гипса — ганч служил бы всего-навсего лишь штукатуркой для стен да скрепляющим материалом в кирпичной кладке, если бы к нему в глубокой древности не прикоснулся резец узбекского мастера — ганчкора. Недаром восточная мудрость гласит, что не материал делает вещь бесценной, а искусные руки мастера.
Орнаментальное искусство резьбы по ганчу достигло своего расцвета в XVIII—XIX столетиях. В этот период пышным декоративным убранством из резного ганча украшались мечети и богатые дома знати. Но и простой народ тоже старался украсить свое жилище. Резной декор в простых домах был более скромным и являлся естественным оформлением его конструкций. Наиболее часто украшались стены гостиных и террас. Ниши в стене, где обычно хранили постельное белье, и ниши для посуды с любовью отделывались затейливой резьбой. Створки ниш оформлялись в виде орнаментальных решеток. Над дверью и окнами узбекского жилища встраивались орнаментальные решетки, которые часто отливали из ганча. Через них в помещение проникал свежий воздух и дополнительный свет. Выполненные в виде изящного узора, они в то же время служили украшением жилища.
В узбекском орнаментальном искусстве узоры разделяются на растительные и геометрические. Геометрические орнаменты "гирих" применяются в резьбе по ганчу, в орнаментальной росписи и в резьбе по дереву. Они весьма сложные по построению и имеют вид звездчатых фигур, расположенных на осях треугольников, квадратов и многоугольников. Гирихи часто представляются как связанные друг с другом элементы, переплетенные одной, двумя или тремя бесконечными лентами. Мастера, основываясь на знании прикладной геометрии, разрабатывают новые орнаменты, иногда весьма сложного рисунка. Самые изобретательные узоры гириха похожи на головоломки, и мастера их называют "васвос" - искушение. Искусство мастера состоит не только в успешном графическом решении геометрической задачи, но и умении создать эмоционально насыщенный художественный образ. Особо сложные орнаменты состоят из гириха, с включенным в его ячейки растительным орнаментом. Древнейшие образцы подобной резьбы по ганчу археологи обнаружили на городище Афрасиаб под Самаркандом, в руинах дворца Саманидов, датированного Х веком
Настоящий ганч не всегда можно достать, но в этом нет необходимости, так как его с успехом можно заменить обыкновенным гипсом, обладающим почти теми же свойствами. Ганчевый раствор ганчкоры затворяют в больших керамических чашах. Раствор гипса в формовочную рамку нужно наливать в два приема, причем каждый раствор приготавливается по-особому. В арсенале ганчкора более десятка различных инструментов. Но для выполнения несложных орнаментальных работ достаточно иметь всего несколько самых необходимых. В качестве универсального инструмента применяют обыкновенный медицинский скальпель. Кроме скальпеля, потребуются стамеска и скребки для выборки фона.
Приемы дальнейшей разделки узора узбекские мастера называют пардозами. Обычно выполнением этих технических приемов заканчивается работа над любым рельефом. Из них можно выделить четыре самых характерных: лула-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз и табака-пардоз. Скруглив скальпелем острые ребра выступающих элементов так, что в сечении каждый из них будет иметь полуовал, вы практически используете прием, называемый лула-пардозом. Резные орнаменты, выполненные в этой технике, обычно отличаются мягкостью формы. С помощью технического приема пах-пардоз создают рельеф с более четкими формами. Каждый выступающий элемент у такого рельефа приобретает в середине заостренную выпуклую форму, образованную двумя гранями срезов. Один из наиболее распространенных приемов — чока-пардоз. При выполнении этого приема углубляется середина каждого элемента. Два встречных среза, пересекаясь в середине, образуют четкую грань. Одновременно заостряются края выступающих элементов орнамента. Выполненный в этой технике рельеф отличается четкостью и контрастностью светотеневых отношений.
Прием табака-пардоз изобретен и впервые применен на практике бухарскими ганчкорами в XIX веке. Его применяют в основном при разделке всевозможных розеток и бутонов. Косыми срезами подрезается каждый лепесток так, что в сечении получается пилообразный профиль. Выполненный в этой технике рельеф отличается пышностью рисунка и создает впечатление многоплановости. Но обычно мастера не ограничиваются применением одного только приема в работе над рельефной композицией. Они умело сочетают все эти приемы. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе. Противопоставляя световые и пластические эффекты разных приемов, настоящие мастера узбекского резного ганча создают композиции, поражающие зрителя живым разнообразием, всегда отличающим произведения настоящего высокого искусства.
Резьба по ганчу и алебастру.
|
Резьба и роспись по ганчу.
|
Потолок мавзолея. Ганч. Самарканд.
|