Гобелен
(от французкого gobelin)
Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Свое название они получили от известных французских красильщиков Гобеленов, имя которых утвердилось за мануфактурой и ее изделиями. В 1662 г. мануфактура Гобеленов и ряд других частных шпалерных мастерских были объединены в королевскую мануфактуру, действующую и в настоящее время в предместье Сен-Марсель (Франция).
Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш. Лебрена, а в XVIII в. – по рисункам художников Ф. Буше, Ж.Б. Удри. Гобелены ткали на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, то есть по отдельным участкам, которые затем сшивали тонкой шелковой нитью. Характерная особенность шпалер — рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная изнаночная сторона, образуемая швами и нитями утка.
Высокие художественные достоинства гобеленов XVII—XVIII в. (с историческими, религиозными, мифологическими и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называться вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и других европейских стран. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко падает, но с 30-х г. XX в. искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для гобеленов в конце XIX — начале XX в. создавали художники Г. Жефруа, К. Моне, Ж.Ф. Рафаэлли. В 1717 г. открывается первая в России шпалерная мануфактура. Вначале там работали приехавшие с Ж. Леблоном французские мастера; к каждому из них было прикреплено несколько русских учеников, причем последние уже через пять-шесть лет почти полностью заменили на производстве своих учителей, вернувшихся во Францию.
После смерти Петра I шпалерное производство переживает период упадка и вновь возрождается уже в начале 30-х г. XVIII в. Изображения на шпалерах были весьма разнообразны — от натюрморта до батальных сцен и аллегорических композиций. Русские мастера в совершенстве овладели необычайно сложной и трудоемкой техникой выполнения этих изделий и внесли в их художественное решение своеобразные черты. Они состояли, в частности, в более плоскостной и лаконичной трактовке форм, более резком, контрастном сопоставлении тонов, чем это было характерно для французских гобеленов того времени. В начале XIX в. искусство гобелена дошло и до Японии. Японцы изучили изготовление гобеленов во Франции и достигли высокого совершенства в их выработке. Первые гобелены изготовлялись по французским рисункам и предназначались для дворца императора. Современные художники тоже очень активно и творчески работают в таком виде декоративного искусства, как гобелен.
Техника создания гобелена.
Гобелены ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это неокрашенный лён. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Техника создания гобеленов в разное время была различной. Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Позднее появились ткацкие станки. Гобелен изготавливается на высоком или низком станке. Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке и вертикальном — на высоком. Это связано с определённым устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.
В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах. Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.
При переводе контуров оригинала, при помощи кальки и угля, на основу ткач ковра помещается с задней стороны своего будущего произведения и начинает работать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всех разнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала. Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем бросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другого нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова. Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позади него оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 см2 в день, или 4/5 метра2 в год (если считать в году 300 рабочих дней). То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшим кусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5-6 человекам, участвовать в исполнении одного и того же гобелена одновременно.
Гобелен "Заповедник".
|
Нетканый гобелен.
|
Гобелен. В.Э. Борисов-Мусатов.
|