A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Майолика


(от итальянского Maiolica — Мальорка (название острова))

Блюдо (майолика, Италия)1)Разновидность керамики; так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной глазури с содержанием олова ангобами наносили узор, а сверху его защищали другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т.п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Им присущи тяжеловесность форм, текучая плавность очертаний, контрастность окраски, яркие блестящие поливы.

История.

Производство керамики из покрытой глазурью обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока, в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. Майолика производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Особенно прославились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне и Кастельдуранте.

Мадонна с младенцем (Лука делла Робиа, 1455 г.)В Древней Руси этот вид керамики был распространён уже в 11 веке. Прекрасна архитектурная ярославская и московская майолика семнадцатого века (изразцовые печи, фризы, порталы, фигуры святых, оконные наличники). В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели. В декоративной майолике на рубеже 19 — 20 веков работалиМ.А. Врубель,В.М. Васнецов,А.Я. Головин,С.В. Малютин и другие русские художники, в 1930-х годах — советские скульпторы И.Г. Фрих-Хар, И.С. Ефимов и другие. С 1950-х годов к майолике обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Особенности изготовления.

На изломе майолика, в отличие от фаянса, а тем более фарфора, - это обычный черепок природного "глиняного" цвета от светло-кремового до терракотового оттенков. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками из мела, известняка или кварцевого песка, которые упрочняют соединение черепка с покрывающей его поверхность глазурью. Технология "выпекания" майоликовых изделий все время совершенствуется, так в последнее время для увеличения механической прочности изделий в глину стали вводить специальные синтетические добавки. Но проблема использования глины не только в ее повышенной хрупкости, пористости и, соответственно, влагоемкости, а также и в нестабильности состава "подножного сырья" - местных глинистых месторождений.

Если для художников-керамистов, работающих в одиночку, это проблема не острая, то в производственных условиях, когда требуются большие объемы сырья с однотипным качеством, приходится использовать смеси глин, иногда до пяти-шести разновидностей. Керамические изделия можно украшать лепниной или ажуром, ручной росписью или однотонным покрытием цветной глазурью. Во время обжига нанесенные на поверхность краски и рельеф закрепляются.

Майолика Кастелли (Италия)Но именно обжиг иногда создает рискованную непредсказуемость результата: если живописец, смешивая краски на палитре, добивается нужного тона сразу, то керамист часто работает "вслепую", по памяти и знанию. Это происходит потому, что во время обжига краски меняют не только свою текстуру и прочность, но и цвет. Художник, особенно начинающий, до конца обжига не может быть абсолютно уверен в результате, поэтому сложные и гармоничные работы с большим количеством тонов и оттенков могут выполнить только художники, достигшие определенного уровня мастерства.

Сложность росписи керамических изделий также и в том, что краски, нанесенные на пористый черепок, моментально впитываются, и уже ничем их удалить невозможно (если очень стараться, то можно оставить размытое грязное пятно на месте красочного мазка). Это роднит работу керамиста с филигранным трудом сапера. И, глядя на красивую, с точными мазками красок поверхность, мы должны помнить, какими усилиями и опытом дается такая красота.

2)(в узком смысле)

Итальянская керамика 15 - 17 веков с пористым разноцветным черепком и сюжетной росписью по непрозрачной оловяной глазури, которая не допускает исправлений (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а порой покрытыми люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно; работы Никколо Пеллипарио и других) и скульптура (работы семьи делла Рообиа и других) имеют независимую ценность, что роднит их с монументальным и станковым искусством.

Фигурка кота (майолика)
Фигурка кота.
Майолика. 1970 г.

Блюдо (Италия, 1530)
Блюдо. Урбино,
Италия. Ок. 1530 г.

Гжельская майолика
Гжельская
майолика.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.