Трансавангард
(от лат. trans — сквозь, через и франц. avant-garde — авангард)
Направление в европейской живописи, итальянский вариант нео-экспрессионизма, чье эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, в частности концептуализму, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженного личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого. Другой отразившийся в названии течения мотив — противостояние кризису «переходного общества» посредством выработки транзитной кочевой художественной ментальности, носящей интернациональный характер.
Этот термин был впервые использован в текстах известного итальянского художественного критика Бонито Олива. В 1982 г. в работе «Интернациональный трансавангард», написанной в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, Бонито Олива объединяет под этим названием немецкий неоэкспрессионизм, аргентинскую новую образность, французскую свободную фигуративность. В том же году в Берлине проходит выставка, представляющая в качестве трансавангардистов ряд художников, объединенных стремлением к «реактивации» художественных стилей прошлого и, в частности, региональных, национальных художественных традиций, включая первобытные.
Запущенное в искусствоведческий оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительное толкование, став синонимом «постмодернизма». Нередко этими категориями описываются все произведения актуального искусства, в которых присутствует элемент игры с художественной традицией. Этого расширительного толкования термина придерживался и сам его создатель. В 1993 году в предисловии к каталогу выставки «Американское искусство ХХ столетия», состоявшейся в лондонской Королевской Академии, Бонито Олива противопоставляет «страстный трансавангард» Джулиана Шнабеля «прохладности трансавангарда» скандально известного Джефа Кунса.
Однако в первоначальном значении понятие «трансавангард» использовалось для описания деятельности группы молодых итальянских художников, работавших в неоэкспрессионистической манере. Франческо Клементе, Сандро Киа, Энцо Кукки, Никола де Мариа, Миммо Паладино вновь вернулись к традиционному пониманию живописи, воскресив уже, казалось, отошедшую в прошлое технику станковой масляной живописи. Современников шокировала подчеркнутая фигуративность, живописная телесность их произведений. Эффектность колористики, подчёркнутая экспрессивность художественного выражения взаимодействует на их картинах со свободой исторических и культурных ассоциаций от античных времён до произведений знаменитых живописцев двадцатого века. Для их произведений характерна непривязанность к какой-либо национальной школе, свободное сочетание классических стилей, новая живописность, динамика, установка на эстетическое наслаждение и личностное начало.
В сфере внимания трансавангарда вопросы современной интерпретации эстетики кубизма и футуризма (С. Киа), народных мифологических верований (М. Паладино), телесности (Ф. Клементе), сюрреализма (У. Кучча), «неформальной» живописной традиции 1950-х – 1960-х годов (Н. Де Мариа). Течение, заявившее о себе в конце семидесятых годов двадцатого века в качестве сугубо итальянского феномена, завоевало приверженцев во многих странах мира. Трансавангард усилил интерес к изобразительности в живописи. Сам термин переносится и на другие направления европейской живописи, с похожими ориентирами («новые дикие» в Германии и пр. – Георг Базелиц и др.), которые находят источник вдохновения и методы творчества в искусстве прошлых веков.
Поджигатель. С. Киа. 1980 г.
|
Полуночное солнце. Ф. Клементе. 1982 г.
|
Средиземноморская охота. Э. Кукки.
|