A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Святое семейство

Дони Тондо. Святое семейство. Микеланжело Буонарроти 1540-1550. галерея, Лондон. 10.Святое семейство «Святое семейство» (итал. Sacra Famiglia) — тип композиции, представляющий Мадонну с Младенцем, близкий к Умилению, но, в отличие от Умиления, с фигурой Св. Иосифа, мужа Девы Марии.

Тема «Святое семейство» появляется в западноевропейском искусстве относительно поздно, только в XIV в., и отражает евангельские события, следующие после возвращения семейства из Египта. Получив известие от Ангела о кончине царя Ирода, Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом возвратились в Назарет (Мф. 2:19—23).

Изображения Св. семейства трактовали в качестве земной троицы, соответствующей Троице небесной. В искусстве контрреформации встречаются композиции, в которых изображены одновременно Святая Троица (Бог Отец, Дух Святой в виде голубя и распятый Христос) и земная троица: Мария с Младенцем и плотник Иосиф. Мадонну иногда изображают с книгой (сравн. «Мадонна читающая») или с рукоделием, а Иосифа — за плотницким ремеслом (последнее трактуется в качестве аллюзии на изготовление креста Распятия).

Изображение Св. семейства на лоне природы, в тени деревьев выглядит мирной инверсией сюжета «Бегство в Египет». В картине Рафаэля «Святое семейство с ягненком» животное является намеком на будущую жертвенную смерть Христа. В другой картине, написанной в том же году, Рафаэль изобразил земную троицу с Елисаветой и младенцем (ее сыном) Иоанном Крестителем, что также является подтекстом будущих евангельских событий (сравн. «Анна Втроем»; «Встреча Марии и Елисаветы»; «Мадонна в гроте»; «Мадонна на лугу»).

На бандероли, которую держит Младенец Христос, написано: «Agnus Dei» (лат.) — «Агнец Божий». Еще одна картина этого типа — «Святое семейство», или «Мадонна с безбородым Иосифом» (Св. Иосиф как иудей обычно изображается с бородой), написана Рафаэлем в 1506 г., в ранний, флорентийский период творчества.

Согласно сообщению Дж. Вазари, похожую картину Рафаэль создал для флорентийского заказчика Таддео Таддеи. Однако, по сообщению того же Вазари, две картины с изображением Мадонны, «маленькие, но превосходные, второй его манеры», Рафаэль выполнил в Урбино для герцога Гвидобальдо Монтефельтро. Это вносит некоторую неясность в происхождение данной картины.

В 1772 г. картина в составе знаменитой коллекции банкира Пьера Кроза, приобретенная императрицей Екатериной II, поступила в Императорский Эрмитаж в Петербурге. В 1827 г. картину переложил с дерева на холст мастер А. Митрохин. Исследование картины в инфракрасных лучах позволило выявить подготовительный рисунок, сделанный на доске рукой Рафаэля. В рисунке Св. Иосиф несет на себе гораздо в большей степени, чем в живописи, следы воздействия Леонардо, напоминая характерные головы его старцев.


Санкт-Петербург. Святое семейство. 1645. Эрмитаж
Санкт-Петербург.
Святое семейство.
1645. Эрмитаж.

The Holy Family. Святое семейство. Рафаэль, Санцио, Рафаэло
The Holy Family.
Святое семейство.
Рафаэль, Санцио.

Рафаэль Санти. Святое семейство с ягнёнком. 1507. Прадо
Рафаэль Санти.
Святое семейство
с ягнёнком. 1507. Прадо.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Сайт художника.