Septem adversus Fiv (Семеро против Фив)
«СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ» — сюжет древнегреческой мифологии, в котором рассказывается о событиях, предшествующих началу Троянской войны. В основе событий— вражда сыновей Эдипа: правившего в Фивах Этеокла и претендовавшего на его место Полиника.
Этеокл изгнал своего брата из Фив, и тот нашел убежище у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил тестя возглавить войско, состоявшее из семи отрядов под командованием семи героев, по числу крепостных ворот в древних Фивах.
Имена вождей в разных вариантах мифа варьируются, чаще называют следующие: Полиник, Тидей, Амфиарай, Капаней, Парфенопей (греч. Parthenopeos — «Девственный»), Гиппомедонт (греч. Hippomedontos — «Правитель лошадьми»), герой огромного роста и недюжинной силы, и Этеокл-аргосец. Амфиарай (греч. Amphiaraios — «Произносящий заклинания»), обладавший даром предвидения, знал о неудаче похода и пытался отговорить его участников.
Но Эрифила, жена Амфиарая, подкупленная подарком Полиника — ожерельем Гармонии, уговорила мужа участвовать в походе. Герои гибнут один за другим (кроме Адраста, которого выносит с поля боя его божественный конь Арейон). В трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Семеро против Фив» (467 г. до н. Э.) подчеркивается надменность, кичливость воинов, готовых идти в сражение против воли богов, невзирая на дурные предзнаменования. Отсюда и наказание.
Новая борьба за Фивы разгорается в следующем поколении, когда детям павших вождей — эпигонам — удается захватить и разграбить город. Сказания о сражениях за Фивы изложены также в произведениях Софокла, Эврипида и отражают, вероятно, действительные события междусобных войн на территории Греции микенской эпохи.
Археологические изыскания, проведенные на месте древней Кадмёи (Акрополя Фив), подтверждают разорение города около 1400 г. до н. э. Литературным источником для классических изложений этого сюжета Эсхилом и другими греческими драматургами послужила не сохранившаяся до нашего времени эпическая поэма «Фиваида» (VII в. до н. э.). Число крепостных ворот не подтверждается археологическими данными, вероятно, имеет символическое значение.
Блюдца и тарелка из серии “Семеро против Фив“.
|
Стадион, на котором происходило событие “Семеро против Фив“.
|
Картина художника Э.Пойнтера “Елена Троянская“.
|